XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Морфемарий окказиональных прилагательных лирики А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина

Цзиншу Ван
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются и сопоставляются лексико-тематические группы корней окказиональных прилагательных лирики А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского и С. А. Есенина. В результате исследования было выявлено, что словотворчество поэтов чаще свидетельствует об индивидуальных особенностях поэтического мировидения того или иного автора, чем о гендерных особенностях лирики.

Тезисы

Доклад посвящён анализу морфемария прилагательных-окказионализмов лирики А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского и С. А. Есенина. Материал отобран из «Словаря русской поэзии Серебряного века: словаря новых слов» Л. И. Колодяжной, Л. Л. Шестаковой.
В лирике Ахматовой насчитывается 10 окказионализмов-прилагательных, в лирике Цветаевой — 99, Маяковского — 91, Есенина — 33. В ходе работы было проведено выделение корней окказиональных прилагательных лирики исследуемых поэтов и распределение корней по лексико-тематическим группам (ЛТГ). Среди структурированных групп наиболее представленная группа у Ахматовой — «Состояние / Чувства человека», у Цветаевой — «Тело, части тела» и «Действие», у Маяковского — «Количество» и «Тело, части тела», у Есенина — «Цвет» и «Стихии / Явления природы».
Основной задачей исследования стало соотнесение ЛТГ корней окказиональных прилагательных в лирике четырёх поэтов. В результате исследования было выявлено, что группы «Действие», «Цвет», «Стихии / Явления природы» и «Материал» являются общими для всех поэтов. Однако только в лирике поэтов-женщин (Ахматовой и Цветаевой) выделяется две ЛТГ корней «Ощущение» и «Качество», которых нет у поэтов-мужчин. Остальные группы либо есть у трёх из четырёх поэтов, либо есть у двух поэтов (поэта-женщины и поэта-мужчины), либо характерны для творчества одного определённого поэта.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что яркого различия между идиостилями поэтов-женщин и поэтов-мужчин не наблюдается. К гендерным особенностям женской поэзии можно отнести только создание окказиональных слов-эпитетов с использованием корней ЛТГ «Ощущение» и «Качество».