XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Морфемарий окказиональных прилагательных лирики А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина

Цзиншу Ван
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются и сопоставляются лексико-тематические группы корней окказиональных прилагательных лирики А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского и С. А. Есенина. В результате исследования было выявлено, что словотворчество поэтов чаще свидетельствует об индивидуальных особенностях поэтического мировидения того или иного автора, чем о гендерных особенностях лирики.

Тезисы

Доклад посвящён анализу морфемария прилагательных-окказионализмов лирики А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского и С. А. Есенина. Материал отобран из «Словаря русской поэзии Серебряного века: словаря новых слов» Л. И. Колодяжной, Л. Л. Шестаковой.
В лирике Ахматовой насчитывается 10 окказионализмов-прилагательных, в лирике Цветаевой — 99, Маяковского — 91, Есенина — 33. В ходе работы было проведено выделение корней окказиональных прилагательных лирики исследуемых поэтов и распределение корней по лексико-тематическим группам (ЛТГ). Среди структурированных групп наиболее представленная группа у Ахматовой — «Состояние / Чувства человека», у Цветаевой — «Тело, части тела» и «Действие», у Маяковского — «Количество» и «Тело, части тела», у Есенина — «Цвет» и «Стихии / Явления природы».
Основной задачей исследования стало соотнесение ЛТГ корней окказиональных прилагательных в лирике четырёх поэтов. В результате исследования было выявлено, что группы «Действие», «Цвет», «Стихии / Явления природы» и «Материал» являются общими для всех поэтов. Однако только в лирике поэтов-женщин (Ахматовой и Цветаевой) выделяется две ЛТГ корней «Ощущение» и «Качество», которых нет у поэтов-мужчин. Остальные группы либо есть у трёх из четырёх поэтов, либо есть у двух поэтов (поэта-женщины и поэта-мужчины), либо характерны для творчества одного определённого поэта.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что яркого различия между идиостилями поэтов-женщин и поэтов-мужчин не наблюдается. К гендерным особенностям женской поэзии можно отнести только создание окказиональных слов-эпитетов с использованием корней ЛТГ «Ощущение» и «Качество».