К вопросу о номинации абсурда в лингвистике
Наталья Валерьевна Урсул
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
14-л
2016-03-14
15:40 -
15:55
Ключевые слова, аннотация
В статье рассмотрены
проблемы толкования абсурда в лингвистике. Теоретическая
база изучения этого явления весьма эклектична ввиду его междисциплинарного
характера, а также существования различных подходов к его трактовке. В работе
представлены и проанализированы два доминирующих подхода к номинации абсурда и
представлена доработанная дефиниция.
Тезисы
Термин «абсурд» получал
разное толкование со времен античности в трудах ученых, оставаясь очень
противоречивым и неопределенным до настоящего времени. Отсутствие системного
подхода к номинации этого явления обусловливает актуальность исследования.
В современном
языкознании мнения лингвистов о понятии абсурд разделились на две группы. Одни
исследователи поддерживают традиционную трактовку понятия «абсурд» как
бессмысленной субстанции, которая закреплена в лексикографических словарях
различных стран. Например, А. С. Кравец трактует абсурд как феномен,
противоположный смыслу, равнозначный отсутствию смысла. В его понимании абсурд
эквивалентен внесению хаоса в выражение. Схожая позиция и у М. С. Гревцева, утверждающего,
что абсурд — нечто, лишенное смысла, по причине доведения этого смысла до
логической крайности.
Напротив, позиция В. И. Карасика не столь
категорична в этом вопросе. С одной стороны, В. И. Карасик определяет абсурд как
«нечто, противоречащее здравому смыслу, логике, не соответствующее нашим
знаниям о мире и поэтому не поддающееся пониманию и объяснению». С другой
стороны, автор далее отходит от традиционного понимания абсурда и рассматривает
его как «осознание интеллектуального препятствия, которое либо преодолевается,
либо не преодолевается». Таким образом, делается допущение, что абсурд не есть
простая нелепость, а интеллектуальная «загадка», которая может быть решена
реципиентом.
Эта точка зрения близка второй группе лингвистов,
которые отошли от традиционного и устаревшего понимания
абсурда. Еще Л. В. Щерба писал, что абсолютного абсурда нет. Приводя в
пример словосочетание «глокая куздра», он отмечал, что если мы и не
знаем значения подобных загадочных образований, то это не может быть
свидетельством их бессмысленности.
Поворотный момент в трактовке термина связан
с творчеством Э. Лира и Л. Кэрролла. Нельзя не согласиться, что абсурдные
элементы в их произведениях не производят ни малейшего впечатления
нарушения или отсутствия правил. Э. Сьюэлл выдвинула предположение, что нонсенс — не отсутствие смысла, а «описание тщательно ограниченного мира,
контролируемого и управляемого нашим сознанием». Эту идею развил У. Тиггес,
который определяет абсурд как «игру с языковыми единицами. Так как любой речевой акт
прагматически обусловлен, абсурдным единицам всегда присущ смысл — в широком
диапазоне, начиная с замысла автора и далее в спектре сознаний коммуникантов,
проявляющих индивидуальную степень заинтересованности. С этих позиций абсурдные
единицы представляются как одна из специфических форм речевого поведения
языковой личности, способ необычной концептуализации и категоризации явлений действительности
и их выражения средствами языка, в чем проявляются личность говорящего, его воображение, языковые предпочтения и привычки.