XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Немые вестерны в 1900—1920-е гг.: история развития и источники вдохновения

Екатерина Викторовна Полякова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются источники вдохновения для создателей первых немых вестернов в США. Американские режиссеры черпали вдохновение в литературе, периодической печати, живописи, европейском кинематографе. Основными материалами для исследования послужили визуальные источники и работы американских исследователей жанра.

Тезисы

Источники вдохновения для создателей первых немых вестернов многочисленны и разнообразны: фольклор, история, классическая литература, дешевые бульварные романы, газеты и журналы, американская живопись, европейский кинематограф. Так, напр., создатель первого в истории кинематографа вестерна Э. С. Портер опирался на сообщения о железнодорожных ограблениях в криминальной хронике и эксперименты французского режиссера Ж. Мельеса.
Процесс конструирования жанром собственной реальности связан с деятельностью продюсера и режиссера Т. Инса. В определенной степени Инс опирался на опыт Б. Билла, организовавшего грандиозное шоу «Дикий Запад». В связи с этим вестерны Инса уже не просто отражали колорит и условия жизни на Диком Западе, а представляли собой аттракцион, привлекавший в кинотеатры все большее и большее число зрителей.
Черты реализма в национальный американский жанр привнес У. С. Харт, чье детство прошло рядом с резервацией народа Сиу в Дакоте. Режиссер, знакомый с языком и традициями коренного американского населения, стремился к аутентичности, использовал в своих фильмах подлинные костюмы и реквизит. Источником вдохновения для Харта стал опыт жизни и работы на западе США.  
Г. М. Андерсон при создании своих фильмов опирался на западные легенды и баллады, мифологизированную историю. Даже свой псевдоним режиссер взял в честь известного грабителя и военачальника Кровавого Б. Андерсона, получившего известность в годы Гражданской войны.
Актуальность темы обусловлена тем, что в первом десятилетии XXI в. обозначился кризис жанра, а попытки возрождения вестерна оказались связаны с обращением к его истории. Современные режиссеры как задают новые тенденции, так и опираются на традиции и каноны немого, классического и ревизионистского периода развития жанра, источником вдохновения для них служат и так называемые спагетти-вестерны.
В докладе будут рассмотрены фильмы Портера, Инса, Харта, Гилберта, Андерсона. Акцент на катализаторах творчества для каждого из режиссеров позволит определить роль этих режиссеров в эволюции жанра и их вклад в его развитие. При работе над докладом мы опирались на исследования киноведов Е. Карцевой, Д. Фенина, Э. Сарриса, Э. Смита, Э. Тюдора,  Д. Плейс и др.