XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Лексические средства речевого воздействия в русских интернет-блогах

Елизавета Игоревна Перченко
Докладчик
студент 1 курса
Южный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлены результаты анализа лексических средств речевого воздействия на примере интернет-блога священнослужителя. Автор, опираясь на труды других исследователей, доказывает, что с помощью разнообразных лексических средств можно воздействовать на различные группы людей. В работе дан анализ экспрессивных текстов П. Островского, которые позволяют ему воздействовать на людей, ненавязчиво приводя их к православной вере.

Тезисы

В научных работах под «речевым воздействием» понимается речевое общение с точки зрения его эффективности, целевой установки и направленности на мотивационную сферу адресата (см. работы О. С. Иссерс, Г. А. Копниной, Е. В. Сергеевой, И. А. Стернина и др.). Речевое воздействие связано с применением лингвистических, паралингвистических и невербальных средств, обладающих высоким воздействующим потенциалом.
В последнее время приобрели большую популярность интернет-блоги, где люди могут прямо выражать свое мнение, воздействовать на человеческое сознание через тексты. Так, блог в социальной сети Instagram священника П. Островского стал очень популярным благодаря тому, что автор пишет о сложных религиозных вопросах доступно для любого возраста. В лексике текстов Островского наблюдается соединение слов разных стилевых групп. Несомненно, основной является общеупотребительная нейтральная лексика, но когда речь идет о Священном Писании, о проповеди, о решении религиозных вопросов, то преобладают профессиональные слова и научно-популярная лексика. Этот факт отражает профессиональную принадлежность автора и его главную цель — открыть христианское вероучение людям. Однако Островский обращается и к молодому поколению, поэтому в его речи встречается молодежный сленг, экспрессивно-окрашенная разговорная лексика (бомбит, инстаграмы и инстаграмки; пиу, ни бум-бум в вероучении, атписка-отеистка (сохранена авторская орфография), воландеморствует и др.).
Закономерным является и двоякое представление размышлений о похожих ситуациях с позиции обычного человека и с позиции священника, что подкрепляется соответствующей лексикой: «Когда жена мне что-то говорит, а меня внутри в этот момент бомбит, то практика показывает, что бомбит именно от правоты жены. Когда мое начальство делает мне указание, а внутри меня появляется раздражение, то практика показывает, что нужно следовать указанию начальства». Лексика, различная по эмоциональной окраске и стилю, создает воздействующий потенциал высказывания вместе с приемом синтаксического параллелизма.
Функцию воздействия на читателя выполняет и метафоризация: автор создает целый образ с помощью развернутой метафоры: «Это ж надо быть таким специалистом, чтобы человеку, которому муж воткнул нож в спину и неоднократно прокрутил, потом еще сверху всю эту рваную рану посыпать солью с перцем» (об измене).
Благодаря кратким, но экспрессивным текстам Островский воздействует на сознание людей, последние усваивают эту информацию и на подсознательном уровне переосмысливают. Так, в результате речевого воздействия уже многие люди обратились к вере, читая его интернет-блог.
Таким образом, в интернет-блоге Островского в качестве основных средств речевого воздействия выступают средства лексического уровня, что помогает священнику выполнять свою миссию.