XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Успешность тактик речевого воздействия, авторские приемы и «модель читателя» в интернет-публицистике (на материале блогов «Эхо Москвы»)

Станислава Олеговна Сорокина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В рамках анализа дискурса в данном докладе на материале блогов сайта «Эхо Москвы» были проанализированы «модели читателя», характерных для аудитории этого сайта, выделены тактики речевого воздействия авторов блогов и сделан вывод об успешности этих тактик.

Тезисы

В рамках анализа дискурса речь можно рассматривать в трех основных аспектах: 1) как собрание мнений, взаимосвязь между которыми устанавливается больше ассоциативно, чем логически; 2) как набор социокультурных взаимодействий; 3) как средство коммуникации между людьми.
Лингвист Дж. П. Джи (р. 1948, Gee) отмечает, что дискурс — явление прежде всего социокультурное и включает в себя не только слова и высказывания, но и верования, культурные нормы, привычки, поведение, социальную идентификацию и др. Таким образом, дискурс служит объединению групп людей, которые имеют одинаковые ценности. С точки зрения такого подхода публицистический текст можно рассматривать как коммуникативный акт, разнесенный по времени, обращенный к читателям, схожим с автором по взглядам, ценностям, привычкам. Соответственно, при создании текста автор опирается на ментальный образ читателя.
В основе данного доклада лежит анализ «моделей читателя», характерных для авторов ресурса «Эхо Москвы», с целью выявления сходств и различий между ними, а также анализ применяемых авторами тактик воздействия и их успешности.
Для анализа была выбрана тема «Коронавирус», поскольку она до сих пор является приоритетной для многих читателей и комментаторов. Было проанализировано порядка 25 текстов разных авторов. Успешность применения тактик воздействия определялась с помощью анализа количества комментариев и просмотров; три текста дополнительно были отобраны для экспериментального опроса, направленного на выявление их привлекательности для читателя.
Анализ показал, что тексты, в которых присутствуют тактики речевого воздействия, можно разделить на две большие группы: ориентированные на читателя либеральных взглядов и на читателя патриотических взглядов; вторую группу, в свою очередь, составляют читатели, которые испытывают ностальгию по СССР, и те, которые отрицательно настроены к советскому прошлому. В обеих группах используются одинаковые приемы для создания ассоциативных связей, самые частотные из которых: антитеза, риторические вопросы, манипулятивные элементы аргументации. По методу воздействия авторов можно разделить на убеждающих и запугивающих, при этом и те и другие стремятся лингвистическими средствами создать впечатление, что автор и читатель находятся на одной стороне. Успешность речевого воздействия значительно выше, если автор оперирует отсылками к таким элементам общего культурного фона, как фильмы, книги, интернет-мемы и использует в тексте юмор, при этом известность автора мало влияет на количество комментариев и вопросов.