XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Эмоция вины в структуре художественного фильма (на основе экранизации романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Алина Вадимовна Пименова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлена попытка определения функциональной значимости эмоции вины, одной из доминантных эмоций романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в экранизации Л. А. Кулиджанова 1969 г. На основе анализа вербальных и невербальных средств выражения в докладе выявляются основные приемы, используемые кинорежиссером при передаче эмоции вины в кинотексте.

Тезисы

В процессе просмотра кинофильма в сознании зрителя происходят сложные когнитивные процессы, направленные на понимание и интерпретацию смыслового содержания видеоряда. Ввиду того, что кино обладает такой специфической особенностью, как временная соотнесенность с настоящим, процессы рецепции и осмысления в сознании осуществляются почти неосознанно, в результате зритель часто инстинктивно отождествляет себя с событиями и героями фильма. Для того чтобы «размыть» границу между реальной и фикциональной действительностью, кинорежиссер использует специальные средства, воздействующие на зрительскую аудиторию. Одним из наиболее эффективных средств такого воздействия является изображение эмоций. С этой точки в докладе будет проанализирована функция эмоции вины в кинотексте.
В лингвистике и литературоведении эмоция вины преимущественно рассматривались с позиции концептуального содержания, в докладе представлена попытка анализа эмоции вины с точки зрения ее функционирования в структуре кинотекста. Материалом работы стала культовая для советского времени экранизация романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 1969 г., созданная режиссером Л. А. Кулиджановым, в которой наиболее наглядно представлены сценарии развертывания эмоции.
В экранизации «Преступление и наказание» эмоция вины оказывается одним из смысловых компонентов сюжетной и мотивной структуры кинотекста, который, благодаря использованию специальных кинематографических приемов (освещение, ракурс, композиция кадра, крупный план, звук и т. д.), участвует в формировании суггестивного образа, комплексно воздействующего на зрителя, тем самым вовлекая реципиента в разворачивающиеся на экране действия.