Танец Джима Кроу: сценическое движение и текст в американских минстрел-шоу
Ольга Юрьевна Панова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Американский
театр, американская литература, минстрел-шоу, афроамериканская культура, Джим
Кроу, Томас Дартмут «Дэдди» Райс.
Тезисы
Сценки из негритянской жизни на плантации, исполнявшиеся белыми артистами, выступавшими в негритянском гриме, оформляются как жанр американского театра в 1810–1820-х гг. Менестрельный театр стал способом «кооптации» маргинальной и экзотической фигуры черного невольника в американскую культуру. Жанрообразующими признаками минстрел-шоу стала специфическая пластика и сценические танцевальные движения артистов — они порождали и текст, и сюжет представления. Начало эры минстрел-шоу связывают с именем актера Томаса Дартмута «Дэдди» Райса (1808–1860), начавшего выступать в 1828 г. Джим Кроу — имя чернокожего персонажа его шоу «Jump Jim Crow» превратилось в сценический псевдоним «Дэдди» Райса. По воспоминаниям современикосв, Том Райс скопировал походку хромоногого негра-раба и сделал несколько танцевально-песенных номеров, имевших оглушительный успех уже в ходе первых гастролей в Филадельдии, Луизвилле и Цинциннати. В период расцвета популярности (1830–1850-е гг.) минстрел-шоу «эфиопские оперы» представляли собой красочные музыкально-комедийные постановки с пением и танцами, отличавшиеся канонической структурой и определенным набором персонажей-амплуа. Описания характерных па «негритянских танцев» часто составляют собственно содержание песен, исполнявшихся в ходе шоу. Танцор кружится, подпрыгивает, падает на колени, одновременно называя свои движения. Влиянием минстрел-традции отмечен роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», оказавший огромное ретроактивное воздействие на театральные минстрел-постановки. В первой трети XX в. традиции минстрел-шоу становятся в США достоянием эры рэгтайма, джаза и кинематографа.