Английская придворная драма в годы правления Карла I
Нина Владимировна Зонина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Придворная
драма, развлекательность, Карл I, власть, источники, эволюция.
Тезисы
Распространенное представление о придворной драме лишь
как о развлечении придворно-аристократического круга, игнорование ее роли в становлении
и развитии английской драмы, является крайне упрощенным. Происходя из общих
источников: обрядовые торжества, религиозные действа средневековья («миракли»,
«мистерии», «моралите» и др.), — придворная драма
подвергалась воздействию тех же факторов, что и профессиональная драма. Придворная драма откликалась на все процессы, происходившие в английском обществе,
и проблемы, которые его волновали.
Особенно
ярко социально-политическое лицо «придворной» драмы проявилось в годы правления
Карла I — годы наивысшего драматизма и обострения всех противоречий в стране, приведших
к буржуазной революции и гражданской войне. Придворные пьесы того времени выносили на обсуждение своей
аудитории самые злободневные вопросы английского общества, включая, такие как «власть
и общество», «монарх и долг» (У. Картрайт «Королевский раб» — 1636; У. Хэбингтон «Арагонская
королева» — 1640), опровергая обвинения ее в «упадничестве» и «развлекательности».
Используя свои изобразительные средства,
художественные приемы, язык, придворная драма выражала серьезную озабоченность о судьбе страны и пути ее
развития в контексте непопулярной
политики Карла I,
обнажая разобщенность во взглядах не только в английском обществе, но и
непосредственно при дворе Карла I,
помогая лучше понять расклад сил в
стране накануне революции. Придворная
драма является неотъемлемой составляющей
сложного мира английской драмы, без учета которой невозможен полноценный анализ
драматического искусства того сложного времени и всего процесса эволюции
английской драмы.