47th International Philological Research Conference

Образ водного пути в поэзии Финляндии

Елена Григорьевна Сойни
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

199
2018-03-26
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

поэзия Финляндии, водный путь, мираж, цель, возвращение

Тезисы

Образ водного пути – один из популярных в финской поэзии ХХ в., начиная с Эйно Лейно (1878-1926, Leino), путешествовавшего в поисках водного маршрута калевальцев. Это и дорога по воде, и духовный путь лирического героя, движение вперед, по кругу и внутрь себя. У Ууно Кайласа (1901-1933, Kailas) морская дорога персонифицирована, это некая духовная сила, объединяющая людей («Мореплаватели» «Purjeehtijat»). Но цель пути – мираж, иллюзия. В поэме Пааво Хаавикко (1931, Haavikko) «Двадцать и один» («Kaksikymmentä ja yksi») цель весьма конкретная – похищение Сампо. Когда Сампо падает в море, финны, путешествующие по воде, теряют смысл своего пути. И цель также оказывается миражом. Но этот мираж – Сампо – был необходим, чтобы продолжался путь. В стихотворении Хели Лааксонен (1972, Laaksonen) «Åbo–Göteborg–Halifaks–New York» финские эмигранты по морю уезжают из Турку в Америку. Поэтесса спрашивает свою героиню, уплывшую на океанском лайнере: «Ну что, счастье свое нашла?» В ответе финской беглянки юмор уступает место разочарованию. Кари Аартома (1958, Aartoma) в стихотворении «Down by Tuonela» усаживает на корабль писателей. Для поэта важно сказать не о цели пути, а о тех, кто находится на корабле. Трех писателей Аартома не помещает на корабль: Эйно Лейно, Алексиса Киви и Сервантеса. Все остальные, на его взгляд, поехали искать счастье в Америку, но эта дорога оказывается дорогой в Туонелу, в загробный мир, в небытие. У Ристо Ахти (1943, Ahti) в стихотворении «Происходящее» («Tapahtuminen») образ водного пути сливается с образом птичьего полета: человек, уезжая из дома, покупая билет на паром «туда и обратно», подобен птице. Движение по кругу, «туда и обратно» в любом случае означают движение вперед, считает поэт. Главное, не сесть на мель, не налететь на стену. В современной финской поэзии тема водного пути зазвучала по-новому с разными нюансами, которые порой не сочетаются друг с другом, но она по-прежнему остается актуальной и одной из основных.