Интермедиальность в структуре символистского романа
            Светлана Дмитриевна Титаренко
        
        
        Докладчик
        
        
        профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
213
2018-03-21
11:20 -
        11:40
    Ключевые слова, аннотация
    Русский символистский роман; интермедиальность; интермедиальные корреляции;  взаимодействие языков медиа; мифологический
код; орнаментальная функция;  метасюжет
Тезисы
    Доклад посвящен  актуализации одной из малоизученных проблем
изучения русской модернистской прозы начала XX века  - уяснению функций интермедиальных
корреляций  в структуре символистского романа.
Интермедиальность  в ее орнаментальной
функции рассматривается на основе анализа искусствоцентричных исторических
романов-стилизаций  Д.С. Мережковского
(«Юлиан Отступник», «Леонардо да Винчи», «Петр и Алексей») и В.Я. Брюсова («Огненный
ангел», «Алтарь победы»).  Мифогенный  орнаментальный текст, творящий вторую реальность,
в романах Мережковского и Брюсова 
двунаправлен. Он задается доктринальной идеей автора  об извечной борьбе античной (языческой) и
христианской и/или гностической религиозных культур, имеющих полигенетическую
природу. Кодами этих культур являются многочисленные отсылки к артефактам религиозного
искусства. Разнонаправленные образы искусства как образы медиа инкорпорируются
в текст и становятся составляющими исторического и мифологического сюжетов. Каждое
произведение искусства в романе – это мифологический код, создающий образ
религиозной культуры языком визуального: от архитектурно-ландшафной среды  -  до ритуальных
изображений и предметов культа. Возникает интермедиальный план повествования,
интермедиальная структура образов, художественное пространство организуется
многочисленными экфрасисами архитектурных, скульптурных, живописных и многих
других артефактов. В связи с этим интермедиальность расширяет границы  художественного образа и становится конструктивным принципом
формирования метасюжета символистского романа и системы композиционных «точек
зрения».