Патриотизм как возвращение к супрематизму: история телевидения в фильме А. Сильвестрова "Прорубь" и рассказе В. Сорокина "Белый квадрат"
            Иннокентий Яковлевич Урупин
        
        
        Докладчик
        
        
        научный сотрудник
Констанцский университет
    Констанцский университет
2-у
2018-03-23
11:30 -
        12:00
    Ключевые слова, аннотация
    Телекратия; территориализация; остранение; телевидение в кино и литературе; авангард; механическое телевидение
Тезисы
    Сообщение посвящено двум новейшим попыткам эстетического обращения к 
диспозитиву современного российского телевидения. Отталкиваясь от 
наблюдения о связи между технологической замедленностью в развитии 
телевидения и его институциональной и дискурсивной 
государственно-национальной территориализацией (А. Абрамсон, Ж. 
Деррида), доклад выявляет в произведениях Сильвестрова и Сорокина ряд 
фигур остранения связанных с государством телевизионных семантик. 
Остранение, в частности, достигается импликацией реверса истории техники 
(понижение разрешения картинки) и индивидуальной истории (инфантилизация 
телезрителя) или архаизацией языка телевидения (фольклорные нарративы, 
ритмизация устной речи). При этом ключевой образ здесь – квадрат, 
возвращающий одновременно к ранней телевизионной аппаратуре 
(механическое телевидение) и к беспредметному искусству русского 
авангарда с его собственным представлением о телевидении.