47th International Philological Research Conference

Жанры личного дискурса в России XX-XXI веков и их представление в учебных пособиях по русскому языку как иностранному

Елена Валериановна Бузальская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2018-03-20
19:00 - 19:15

Ключевые слова, аннотация

эссе, блог, автобиография, путевые заметки, дневник, путевой очерк, дискурс, речевой жанр, интерференция

Тезисы

С теоретической точки зрения данное исследование направлено на выявление отличительных черт речевых жанров личного дискурса, таких, как эссе-автобиография, дневник, автобиография, путевые заметки, блог, литературно-художественное путешествие. Разграничение моделей, положенных в основание канона речевого жанра, представляется необходимым в условиях нарастающей межжанровой интерференции, вызванной общей тенденцией к усложнению информационной структуры передаваемого сообщения и доступностью средств публичного самовыражения благодаря  распространению соответствующих сайтов в сети. Согласно проведенному анализу истории существования указанных речевых жанров в пространстве культуры, а также трансформации их ведущих моделей,  представляется возможным в целом предположить, что между ними в настоящее время существуют следующие связи: дневник и блог  - это длящиеся в реальном  времени варианты автобиографии, в то же время блог, как и  путевые заметки - это подвид тематически ориентированных дневниковых записей (в первом случае отбор осуществляется согласно избранному имиджу автора в социальной сети, во втором - исходя из того, относится ли запись к предпринятому путешествию). Эссе-автобиография является публицистическим вариантом автобиографии, литературно-художественное путешествие в этом ракурсе предстает как вариант путевых заметок, выполненных в художественном стиле с включением вымышленных деталей (модифицирующих реальное пространство, описанное в заметках, в фикциональное).  С прагматической точки зрения полученные результаты представляются важными как для построения фрагмента системы речевых жанров, так и для практики преподавания русского языка как иностранного, поскольку при подготовке пособий, ориентированных на формирование умений в аспекте "письмо", необходимо вводить данные жанры, обращая внимание учащихся на сходства и различия в их канонах.