Корпореальная семантика в свете коммуникативной (дискурсивной) парадигмы
Дмитрий Сергеевич Коршунов
Докладчик
сотрудник
Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники
Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники
184
2016-03-17
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе
анализируются современные тенденции как отечественного языкознания —
коммуникативная (дискурсивная) парадигма, требующая включить в теорию языка
человека, так и западной психологии, вновь обратившейся к идеям корпореальной
семантики о «телесных» истоках значений слов. Результаты анализа
находят отражение в двух вариантах психолингвистического эксперимента, которые
позволяют получить «корпореальные профили» слов в форме рейтинга либо
характеристик (цвет, звук и т. п.), либо личных действий (я вижу, я слышу и
т. п.). Второй вариант представляется перспективным объединяющим подходом.
Тезисы
А. В. Вдовиченко
в своей монографии «Расставание с „языком“: Критическая ретроспектива
лингвистического знания» (2009) обосновывает невозможность существования «языка»
как теоретической системы, самодостаточно опирающейся на связь «знак — значение».
Не знаки (слова), по его мнению, обладают значением и какими-либо свойствами
(сочетаемостью и пр.), а человек своей волей, преследуя свои цели, наделяет
смыслом звуки (слова), понимаемые как коммуникативные действия. Выполненный
автором критический анализ лингвистических учений, от древних до современных, с
выводом о невозможности исключения человека как единственного носителя и
создателя смысла выглядит вполне убедительно. Не вполне очевидны пока следствия
из его теории, фактически требующие скорректировать объект и предмет
языкознания — изучать не столько «слово», сколько «человека говорящего». Отсюда
наука о языке характеризуется автором как вступающая в новую — коммуникативную
(дискурсивную) — парадигму, суть антропоцентрическую.
Параллельно новый импульс получает корпореальная семантика, ищущая (вспоминая И. М. Сеченова) корни «мысленных абстрактов» в «чувственных конкретах», то есть в сенсорно-моторном опыте человеческого тела. Группа американских психологов и нейробиологов (Л. Фернандиньо, М. Сейденберг и др., 2015), назвав своё направление «embodied semantics» («воплощенная», «телесная» семантика), изучает связь значений воспринимаемых человеком слов с отделами мозга, отвечающими за различные виды чувственного восприятия. Исследователи оценивают, как параметры типа «цвет», «форма», «звук» и т. п. соотносятся со значениями различных слов и как это отражается в активности мозга.
Совмещая подходы коммуникативной (дискурсивной) парадигмы, в частности, тезис о слове как личном действии, с положениями корпореальной (телесной) семантики, находящей основу словесных значений в чувственном опыте человека, мы провели два варианта психолингвистического эксперимента. Испытуемым предлагалось оценить степень релевантности различных слов и определенного набора параметров, отражающих чувственное восприятие и функции основных структур мозга. В первом варианте параметры были представлены в виде характеристик типа «цвет», «форма», «звук» (аналогично эксперименту Фернандиньо и др., но с расширенным набором характеристик). Во втором варианте эксперимента параметры были сформулированы в виде личных действий типа «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую запах» и т. п. В итоге были получены своего рода «корпореальные профили» слов-стимулов, которые показали значимую корреляцию между разными вариантами эксперимента. Такой подход представляется перспективным и соответствующим современным тенденциям развития языкознания, однако он требует достаточно широкого обсуждения с привлечением специалистов из смежных дисциплин.
Параллельно новый импульс получает корпореальная семантика, ищущая (вспоминая И. М. Сеченова) корни «мысленных абстрактов» в «чувственных конкретах», то есть в сенсорно-моторном опыте человеческого тела. Группа американских психологов и нейробиологов (Л. Фернандиньо, М. Сейденберг и др., 2015), назвав своё направление «embodied semantics» («воплощенная», «телесная» семантика), изучает связь значений воспринимаемых человеком слов с отделами мозга, отвечающими за различные виды чувственного восприятия. Исследователи оценивают, как параметры типа «цвет», «форма», «звук» и т. п. соотносятся со значениями различных слов и как это отражается в активности мозга.
Совмещая подходы коммуникативной (дискурсивной) парадигмы, в частности, тезис о слове как личном действии, с положениями корпореальной (телесной) семантики, находящей основу словесных значений в чувственном опыте человека, мы провели два варианта психолингвистического эксперимента. Испытуемым предлагалось оценить степень релевантности различных слов и определенного набора параметров, отражающих чувственное восприятие и функции основных структур мозга. В первом варианте параметры были представлены в виде характеристик типа «цвет», «форма», «звук» (аналогично эксперименту Фернандиньо и др., но с расширенным набором характеристик). Во втором варианте эксперимента параметры были сформулированы в виде личных действий типа «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую запах» и т. п. В итоге были получены своего рода «корпореальные профили» слов-стимулов, которые показали значимую корреляцию между разными вариантами эксперимента. Такой подход представляется перспективным и соответствующим современным тенденциям развития языкознания, однако он требует достаточно широкого обсуждения с привлечением специалистов из смежных дисциплин.