Идеи Никколо Макиавелли в трактовке Марина Држича
Марина Николаевна Дробышева
Докладчик
доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
211
2016-03-17
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
Статья
посвящена идеям Никколо Макиавелли, которые представлены в письмах к Козимо I Медичи
и комедиях Марина Држича. К проблеме общего и различного.
Тезисы
В Дубровницкой
Республике Никколо Макиавелли был хорошо известен. К итальянскому политическому
мыслителю, писателю, автору трактатов и комедий Дубровницкий сенат неоднократно
обращался с приглашением занять место государственного секретаря.
Сочинение Никколо
Макиавелли «Государь» («Il Principe»,
1532) пользовалось особым вниманием как у правящих кругов, так и у гуманистов
Далмации и Дубровника.
Политический
проект, изложенный в трактате, привлёк Марина Држича своими светскими позициями
подхода к проблеме государства. Особенно важно для драматурга было то, что
Макиавелли пытался раскрыть не только законы общественного развития, основанные
на данных истории, но и на понимании психики человека.
М. Држич
воспринимал трактат Макиавелли в свете назревших государственных проблем
Дубровника и способов их решения.
На протяжении
всей своей жизни дубровницкий драматург стремился воплотить идеи макиавеллизма
на практике, свой замысел политического переворота он изложил в письмах,
обращенных к Козимо I Медичи. Его драмы свидетельствуют о том, что эти письма —
плод многолетних раздумий автора, и их содержание позволяет увидеть многое,
зашифрованное в пьесах М. Држича, таких как «Дундо Марое», «Скупой», «Трипче де
Утольче» и других.
Идеи
Макиавелли стали одним из средств характеристики персонажей в комедиях Марина
Држича. Макиавелли полагал, что следует приспосабливаться к времени и обладать
доблестью. М. Држич идеи о счастье, судьбе и доблести перенёс в другую систему
ценностей. Эти идеи уходят в быт, становятся ориентиром жизненной практики
простого человека. Поэтому не случайно выразителем идей Макиавелли становится
обыкновенный слуга Помет, а не властители, над которыми он смеётся в пьесе и
которые, по его мнению, должны знать много больше, чем он, а они не обладают
этим знанием. Помет — герой комедии «Дундо Марое» — своеобразный демиург дубровницкого
общества, представитель истинных людей, как их называет М. Држич, «назбиль».
Помет — не вымышленный персонаж, а образ реального дубровчанина, выразителя
идей Макиавелли в их повседневном понимании.
Лирический
аспект творчества М. Држича предстаёт в этой комедии достаточно ясно, у нас
есть все основания думать, что эпизод из биографии драматурга, в бытность, когда
он был его слугой у немецкого
аристократа, может быть рассмотрен как один из важных моментов его жизненного
пути, имевших немалое значение для формирования его мировоззрения.
В пьесе
Кристофера Марло «Мальтийский еврей», в хрониках Шекспира «Ричард III» и «Генрих IV» идеи Макиавелли
трактуются так, что власть можно удержать любыми средствами: беспринципностью,
«политикой яда и кинжала».
В то время как
М. Држич не столько рассматривает проблему власти, сколько акцентирует внимание
на типе человека, который обладает силой воли, доблестью.