Реализация стратегии самопрезентации в высказываниях польских политиков
Эва Капела
Докладчик
научный сотрудник
Силезский университет
Силезский университет
4-У
2016-03-17
17:10 -
17:35
Ключевые слова, аннотация
Собственный имидж — это одна из основных составляющих
политического капитала. Реализации
стратегии самопрезентации служат различные речевые тактики, осуществляемые
специально отобранными языковыми средствами. В статье анализируется вербальное поведение
важнейших польских политиков, реализующее следующие речевые тактики: речевое
моделирование личности говорящего, самопрезентация с использованием дихотомии
«свои — чужие», создание ассоциации имени политика с определенными событиями и
процессами.
Тезисы
В эпоху массовой коммуникации демократия представляет
собой систему, в которой одной из важнейших составляющих политического капитала
является собственный имидж. В связи с этим политический дискурс насыщен
высказываниями, цель которых заключается в том, чтобы создать соответствующее
реноме говорящего и нередко одновременно подорвать репутацию противника.
Исследователи политического дискурса среди прочих его черт называют театральность (Е. И. Шейгал). Политики — актеры политической сцены, которые, не забывая о «зрительской аудитории», намеренно или непроизвольно стараются произвести впечатление на публику.
Одним из периферийных жанров политического дискурса, представляющим собой своего рода спектакль (разговор для публики), является интервью (и его разновидность – пресс-конференция). Среди глобальных намерений этого жанра следует назвать именно создание имиджа, его модификацию или же его закрепление.
Реализации стратегии самопрезентации (О. С. Иссерс), построению своего «лица» (И. Гоффман), служат различные речевые тактики, осуществляемые специально отобранными языковыми средствами.
В докладе анализируется вербальное поведение важнейших польских политиков, реализующее речевые тактики (по [Иссерс 2008]), используемые говорящим с целью управления впечатлением о себе:
1. Речевое моделирование личности говорящего (напр. я — патриот: Odsunięcie obecnej władzy jest dla mnie patriotycznym obowiązkiem numer jeden. Wszystkie inne sprawy, w takich okolicznościach, stają się wówczas bez znaczenia. Я. Качиньски);
2. Самопрезентация с использованием дихотомии «свои — чужие» (напр. Nasi oponenci polityczni nie potrafią pogodzić się z sukcesem wyborczym mojego ugrupowania. [...] W ostatnich wyborach Polacy postawili na obóz Zjednoczonej Prawicy. A my tworzymy zgraną drużynę. Jesteśmy rządem Prawa i Sprawiedliwości. Б. Шидло);
3. Создание ассоциации имени политика с определенными событиями и процессами (напр. Prawie dokładnie trzydzieści lat minęło od czasu, kiedy współpracowałem z Lechem Wałęsą jeszcze wówczas w podziemnej Solidarności […] i rozmawialiśmy o tym, że Polska musi wrócić do wspólnoty […], do tej jasnej strony świata […]. Wiadomo było, że dotyczy to nie tylko interesów, ale także wartości: poszanowania człowieka, instytucji […]. Д. Туск).
Макроинтенцией интервьюируемого или выступающего на пресс-конференции политика очень часто является соответствующее позиционирование самого себя (нередко на фоне других). Стоит обратить внимание на то, что стратегия самопрезентации реализуется в рамках более сложных ситуаций и обусловливается многими факторами (например, характером взаимоотношений участников беседы), среди которых следует отметить оптимизацию воздействия на аудиторию.
Исследователи политического дискурса среди прочих его черт называют театральность (Е. И. Шейгал). Политики — актеры политической сцены, которые, не забывая о «зрительской аудитории», намеренно или непроизвольно стараются произвести впечатление на публику.
Одним из периферийных жанров политического дискурса, представляющим собой своего рода спектакль (разговор для публики), является интервью (и его разновидность – пресс-конференция). Среди глобальных намерений этого жанра следует назвать именно создание имиджа, его модификацию или же его закрепление.
Реализации стратегии самопрезентации (О. С. Иссерс), построению своего «лица» (И. Гоффман), служат различные речевые тактики, осуществляемые специально отобранными языковыми средствами.
В докладе анализируется вербальное поведение важнейших польских политиков, реализующее речевые тактики (по [Иссерс 2008]), используемые говорящим с целью управления впечатлением о себе:
1. Речевое моделирование личности говорящего (напр. я — патриот: Odsunięcie obecnej władzy jest dla mnie patriotycznym obowiązkiem numer jeden. Wszystkie inne sprawy, w takich okolicznościach, stają się wówczas bez znaczenia. Я. Качиньски);
2. Самопрезентация с использованием дихотомии «свои — чужие» (напр. Nasi oponenci polityczni nie potrafią pogodzić się z sukcesem wyborczym mojego ugrupowania. [...] W ostatnich wyborach Polacy postawili na obóz Zjednoczonej Prawicy. A my tworzymy zgraną drużynę. Jesteśmy rządem Prawa i Sprawiedliwości. Б. Шидло);
3. Создание ассоциации имени политика с определенными событиями и процессами (напр. Prawie dokładnie trzydzieści lat minęło od czasu, kiedy współpracowałem z Lechem Wałęsą jeszcze wówczas w podziemnej Solidarności […] i rozmawialiśmy o tym, że Polska musi wrócić do wspólnoty […], do tej jasnej strony świata […]. Wiadomo było, że dotyczy to nie tylko interesów, ale także wartości: poszanowania człowieka, instytucji […]. Д. Туск).
Макроинтенцией интервьюируемого или выступающего на пресс-конференции политика очень часто является соответствующее позиционирование самого себя (нередко на фоне других). Стоит обратить внимание на то, что стратегия самопрезентации реализуется в рамках более сложных ситуаций и обусловливается многими факторами (например, характером взаимоотношений участников беседы), среди которых следует отметить оптимизацию воздействия на аудиторию.