Образ города Сараево в сербской литературе ХХ в.
            Полина Евгеньевна Зеновская
        
        
        Докладчик
        
        
        ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
211
2016-03-17
12:40 -
        13:00
    Ключевые слова, аннотация
    В докладе
рассматриваются характерные черты образа города Сараево в произведениях сербских
писателей ХХ в. В сербской литературе прослеживается представление об этом
городе как о мультикультурной столице, чье положение на границе между Востоком
и Западом влечет за собой возникновение непримиримых противоречий, приводящих к
трагическим последствиям. В осмыслении образа Сараево и цикличности его истории
писатели приходят к персонификации сущности города через мифологические образы.
Тезисы
    В течение ХХ в.
Сараево неоднократно становилось сценой, на которой разыгрывались события
мирового значения. Писатели, чей жизненный и творческий путь связан с этим
городом, в своих произведениях предпринимали попытки художественного осмысления
трагической судьбы Сараево. 
Представления о Сараево
как о мультикультурной столице, существующей на границе православного,
мусульманского и католического миров, вобравшей в себя и западные, и восточные
традиции, широко представлено в сербской литературе ХХ в. Так, например, Момо
Капор сравнивает Сараево с боснийской солянкой — национальным балканским
блюдом, представляющим собой смесь множества самых различных ингредиентов,
томящихся на медленном огне в закрытой посуде.
Иво Андрич, повествуя об этом  городе, использует темпоральный образ: часы на
башнях католического собора, православной церкви и мечети бьют в разное время,
подчеркивая, что люди разных вероисповеданий живут в параллельных временных
системах. 
Подобные сравнения
указывают на осознание писателями опасности, таящейся в сосуществовании
непохожих групп людей на единой территории. При этом оба автора указывают, что
сосуществование это возможно лишь благодаря хрупкому равновесию, малейшее отклонение
от которого приводит к катастрофе.
Начало трагедии  обоими авторами также осмысливается одинаково:
это сумасшествие, причину которого они видят во взаимной долго сдерживаемой
ненависти жителей. Описание его решается
в произведениях через изображение обезумевшей от ненависти толпы, подобно
единому существу захлестывающей город. Мотив безумия, прорывающегося наружу,
может быть поддержан отдельными деталями описания толпы, или  выражен в развернутом аллегорическом
сравнении. 
В своих идейных
исканиях писатели приходят к единой модели осмысления сущности города: его
персонификации в облике мифологического чудовища. Иво Андрич называет его
«бесом ненависти», а Момо Капор — «кровавым зверем», однако сущность этого персонажа
представляется схожей. Это некий дремлющий до поры монстр, периодически
пробуждающийся и несущий разрушения. 
В подобном
представлении Сараево через образ кровожадного гения места проявляется тяготение
писателей к мифологическому осмыслению судьбы города. В повторяемости трагических последствий
пробуждения духа города, на которую обращают внимание авторы, прослеживается
идея цикличности истории, присущая мифологическому сознанию. Сараево предстает
перед читателем как квинтэссенция боснийской, или — шире — балканской
модели  мира, которая может быть
экстраполирована на мир в целом.