Мифологема пути в поэме Тристана Тцара «Приблизительный человек»
            Ника Вениаминовна Голубицкая
        
        
        Докладчик
        
        
        аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
    Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
14-П
2016-03-17
14:20 -
        14:40
    Ключевые слова, аннотация
    В докладе проводится анализ  поэмы «Приблизительный человек» Тристана Тцара. Поэма, не переведенная на русский язык и не изученная в русском литературоведении, представляет большой интерес для исследования: как произведение, синтезирующие черты дадаизма и сюрреализма и освещающее симптоматические для культуры модернизма и авангарда вопросы (поиски нового языка, потеря идентичности, идея перетворения мира). Определяются особенности пространственной системы произведения и образных средств репрезентации мифологемы пути.
Тезисы
    Поэма
«Приблизительный человек» («L’homme approximatif», 1931) — центральное произведение в творчестве
Тристана Тцара. От
«многообразия агонизирующих игр языка»,  которое в  дадаистский период занимало место
повествовательного дискурса, Тцара переходит к созданию лиро-эпического
произведения, пытаясь ответить на вопрос, поставленный им ещё в «Манифесте ДАДА
1918» : «Как можно упорядочить хаос, который составляет эту бесконечную,
бесформенную вариацию — человека?». «Приблизительность» — симптоматичная  для культуры модернизма и авангарда концепция
человека. Переосмысление категории  героического
в литературе начала XX в. привели к низведению эпического представителя
человечества («как я как ты читатель и как другие») до  потерявшего свою идентичность, вечно
приблизительного «человека немного животного немного цветка немного метала
немного человека».
		
Потеря идентичности,
самотождественности обрекает «приблизительного человека» на вечные скитания в поисках самого себя или силы, способной избавить его от «муравейника дорог». Можно говорить о трёх
траекториях движения героя: вертикали, горизонтали и цикле. Вертикаль — это
жажда трансценденции, движение к Абсолюту, которое реализуется сюжетно в поиске
героем «пастыря».  Циклическое движение можно разделить на центробежное и центростремительное. Первое характеризует мироощущение
героя, его «заброшенность»;  второе — тоску по потерянному центру и
движение к полноте. Горизонталь описывает линейное движение
человека «вперед», к реализации своей судьбы 
и его образное развитие — от приблизительного человека в первых главах к
«волку» в IX главе и
к человеку «скалистому в своих одеждах из известняка» в XIX. Особенностью
поэмы является то, что пространство в ней нельзя назвать гомогенным, оно как бы
не равно самому себе в отдельных своих частях и постоянно теряет свои координаты.
Отмена классических пространственных оппозиций (верх-низ, ближе-дальше),
позволяет говорить о том, что пространство не предшествует вещам и
телам, а конституируется ими. Пространственная организация определяется
траекториями пути приблизительного человека. Такая модель связана и с
известной аксиологизацией пространства: все типы движения имеют свое символическое значение (движение к Абсолюту,  движение от рождения к смерти, движение к полноте и перерождению). Перечисленные признаки позволяют
говорить о мифопоэтическом пространстве (в соответствие с идеями В. Топорова). Каждый тип движения строится вокруг метафор-эмблем: колоколов и небесных тел, реки и поезда, мельничного колеса и всех образов центра (сердца, земной утробы, косточки фрукта).Используя семиологический анализ, можно интерпретировать движение как иллюстрацию языковых возможностей, заложенных в самом
механизме сюрреалистической метафоры.