45th International Philological Research Conference

Применение культурологической лингвистики к постижению ценностей культуры, отраженных в поэтических произведениях, при формировании у учащихся филологического профиля межкультурной коммуникативной компетенции.

Виктория Вадимовна Горбанева
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

416
2016-03-15
16:10 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В тезисах описывается структура межкультурной коммуникативной компетенции. Язык рассматривается как уникальное отражение ценностных представлений, регулирующих поведение членов определенного общества. Обосновывается важность применения культурологической лингвистики в постижении культурного компонента лингвистического значения лексической единицы. Поэтические произведения рассматриваются как тексты культуры, знак, где в качестве означающего выступает язык, а в качестве означаемого — культурные представления.

Тезисы

Современный этап развития языкового образования РФ характеризуется новым социальным заказом общества, который вызвал к жизни новые цели обучения. Ведущей тенденцией в сфере обучения иностранным языкам в настоящий момент является формирование такой языковой личности, которая способна к осуществлению эффективного межкультурного общения. Придерживаясь модели межкультурной коммуникативной компетенции, предложенной Г. В. Елизаровой. Эта модель рассматривает язык как отражение культуры и  включает в себя следующие компоненты: когнитивный (знания как о собственной, так и о иных культурах, о различиях и сходствах), аффективный (эмпатия, любопытство, уважение)) и ценностный (ценностные представления, лежащие в основе конкретного общества и регулирующие поведение его граждан (Елизарова 2004). Важно отметить, что ценностные представления или ценности культуры,  представляют ключевой момент в формировании межкультурной компетенции, владение которой способствует осуществлению продуктивного межкультурного общения. Из когнитивной лингвистики в методику обучения иностранным языкам пришло понимание того, что язык является не еще одним отражением  единого для всех мира, а уникальным отражением другого мира,  другой действительности, особенно в рамках культурных ценностей. Рассматривая язык как отражение ценностных представлений культуры, формирование у учащихся представлений о культурных ценностях осуществляется  с позиции культурологической лингвистики, определяемой как любое лингвистическое исследование и описание, имеющее своей целью выявление культурного компонента  лингвистического значения лексической единицы.   Материалом для постижения ценностных представлений были выбраны поэтические произведения, под которыми понимаются тексты культуры, знак, где означающим выступает целостная поэтическая форма, а означаемым — ценности культуры, регулирующие поведение отдельного индивида и общества в целом. Постижение ценностных представлений с позиции, отраженных в поэтических произведениях позволит учащимся осознать различия между представлениями, принятыми в родной культуре и иноязычной, что, в свою очередь, будет способствовать осуществлению успешного межкультурного общения.