Теория исторического процесса: французская и русская школы в 1920–1930-х гг.
Людмила Константиновна Рябова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2016-03-19
12:15 -
12:35
Ключевые слова, аннотация
В
развитии теории исторического процесса первая треть ХХ в. стала знаковой в
силу того признания и влияния, которое получили идеи основателей французской
школы «Анналов». Вместе с тем в отечественной методологии истории уже в конце XIX в. были разработаны близкие французским
концепции. Несмотря на то, что в советской России традиция развития теории
истории была прервана, и марксистская методология стала господствующей, в
наследии советских историков 1920–1930-х гг. прослеживается внимание к
теориям западных историков, французских в том числе.
Тезисы
В
развитии теории исторического процесса и методологии истории первая
треть ХХ в. стала знаковой в силу того признания и влияния, которое
получили идеи основателей французской школы «Анналов» М. Блока и Л.
Февра. Вместе с тем в отечественной методологии истории уже в конце XIX — начале
ХХ в. в работах русских историков и философов были выдвинуты идеи и
разработаны концепции, близкие французским. В частности, неокантианская
модель теории исторического процесса развивалась в трудах А. С.
Лаппо-Данилевского, В. М. Хвостова и других ученых. Несмотря на то, что
после революции 1917 г. в советской России традиция развития теории
истории была прервана, и марксистская методология стала господствующей
(и единственной), а развитие исторического познания шло в русле
эмигрантской историографии, в наследии советских историков 1920–1930-х
гг. прослеживается внимание к теориям западных историков, французских,
в том числе. И если на страницах советских исторических журналов,
таких, например, как «Историк-марксист», были невозможны какие-либо
обсуждения в академическом стиле (без «критики буржуазных теорий»)
взглядов европейских теоретиков, то в работах советских историков,
преимущественно неопубликованных в те годы, можно найти свидетельства их
знакомства со взглядами французских авторов первой трети ХХ в. В
этом отношении интересно наследие Н. И. Кареева, Р. Ю. Виппера, С. Ф.
Платонова (в частности, при его участии в 1920-х гг. издавались
исторические журналы «Анналы», «Русский исторический вестник» и ряд
других), Н. А. Рожкова, 12-томная работа которого «Русская
история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной
динамики)» не укладывалась в строгие рамки марксистской методологии
истории. Работы этих и ряда других историков могут служить примером
интеллектуального диалога ученых в традициях развития научных школ
стран, разделенных границами идеологии.