Женские образы в историческом романе У. Эйнсворта «Кричтон»
Елена Анатольевна Горшкова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2016-03-15
17:10 -
17:25
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается исторический роман У. Эйнсворта «Кричтон» (1837), события которого развиваются во Франции в 1579 г. Герой Джеймс Кричтон, реальное историческое лицо, обладает неотразимым обаянием, привлекающим к нему дам. Анализ женских образов романа и связанных с ними сюжетных линий позволяет выделить приемы, использованные романистом при обрисовке женских персонажей романа.
Тезисы
Английский романист У. Эйнсворт (1805–1882) является одним из последователей В. Скотта в области исторического романа. В своем романе «Кричтон» («Crichton», 1837) Эйнсворт изображает события, происходившие во Франции в 1579 г., когда французский трон был занят Генрихом III. В качестве главного героя он выводит реально существовавшую историческую личность — шотландского дворянина Джеймса Кричтона.
Писатель придает большое значение изображению героев, он до мельчайших подробностей описывает их одежду, манеру поведения, дает им подробную характеристику. Особая роль в романе уделяется женским образам. Это королева Екатерина Медичи, которая плетет интриги против Кричтона, и три влюбленные в Кричтона дамы: королева Наварры Маргарита, фрейлина королевы-матери Эклермонда, итальянская актриса Джиневра. С двумя из них связаны тайны, раскрывающиеся в процессе повествования (Эклермонда оказывается принцессой Конде, а Джиневра — дочерью астролога Екатерины Медичи Руджиери).
В романе «Кричтон» можно выделить три сюжетные линии, связанные с главным героем и влюбленными в него дамами. Первая линия — Кричтон и Маргарита, вторая — Кричтон и Эклермонда, третья — Кричтон и Джиневра. В первой и третьей сюжетных линиях Эйнсворт пользуется композиционным приемом задержанной экспозиции. Начало любовной истории Кричтона и Маргариты автор раскрывает почти в самом конце романа, там же он повествует и о Джиневре, которая, переодевшись пажом, неотступно следует за своим кумиром. Сюжетная линия Кричтон — Эклермонда развивается последовательно. В начале второй части становится известно, что Кричтон влюблен в Эклермонду и она отвечает ему взаимностью. Однако на пути влюбленных существует много преград, и главная из них — разное вероисповедание (Кричтон — католик, Эклермонда — протестантка).
Создавая женские образы, Эйнсворт применяет такие приемы, как авторская характеристика, диалоги, монологи, различные описания. Автор использует правду и вымысел, при этом вполне правдоподобно представляет ту далекую эпоху и образы ее людей.
Писатель придает большое значение изображению героев, он до мельчайших подробностей описывает их одежду, манеру поведения, дает им подробную характеристику. Особая роль в романе уделяется женским образам. Это королева Екатерина Медичи, которая плетет интриги против Кричтона, и три влюбленные в Кричтона дамы: королева Наварры Маргарита, фрейлина королевы-матери Эклермонда, итальянская актриса Джиневра. С двумя из них связаны тайны, раскрывающиеся в процессе повествования (Эклермонда оказывается принцессой Конде, а Джиневра — дочерью астролога Екатерины Медичи Руджиери).
В романе «Кричтон» можно выделить три сюжетные линии, связанные с главным героем и влюбленными в него дамами. Первая линия — Кричтон и Маргарита, вторая — Кричтон и Эклермонда, третья — Кричтон и Джиневра. В первой и третьей сюжетных линиях Эйнсворт пользуется композиционным приемом задержанной экспозиции. Начало любовной истории Кричтона и Маргариты автор раскрывает почти в самом конце романа, там же он повествует и о Джиневре, которая, переодевшись пажом, неотступно следует за своим кумиром. Сюжетная линия Кричтон — Эклермонда развивается последовательно. В начале второй части становится известно, что Кричтон влюблен в Эклермонду и она отвечает ему взаимностью. Однако на пути влюбленных существует много преград, и главная из них — разное вероисповедание (Кричтон — католик, Эклермонда — протестантка).
Создавая женские образы, Эйнсворт применяет такие приемы, как авторская характеристика, диалоги, монологи, различные описания. Автор использует правду и вымысел, при этом вполне правдоподобно представляет ту далекую эпоху и образы ее людей.