45th International Philological Research Conference

Лингводидактический потенциал классического детектива на занятиях по домашнему чтению

надежда сергеевна тырхеева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

416
2016-03-17
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В статье рассматриваются возможности оптимизации процесса обучения иностранному языку на занятиях по аспекту «домашнее чтение» путем использования в качестве текстового материала классический детектив. Лингводидактический потенциал исследуемого жанра обосновывается с точки зрения психологии, психолингвистики, лингвистики и лингводидактики.

Тезисы

Анализ последних работ, посвященных методическим вопросам обучения иностранному языку на занятиях по домашнему чтению, позволил сделать следующие выводы: 1) практика преподавания основывается на использовании чтения как средства обучения в процессе формирования и развития лексико-грамматических навыков при отсутствии целевого ориентира на развитие умений чтения; 2) отмечаются тенденции к снижению доли крупноформатных художественных текстов; 3) методика работы с текстами отводит ученику пассивную роль. Таким образом, повышение эффективности работы с текстами требует пересмотра всего процесса построения курса «домашнее чтение»: от отбора материалов до разработки системы упражнений. Выбор жанра классический детектив не случаен, по  мнению автора, он отвечает основным дидактическим принципам отбора материала и имеет богатый лингводидактический потенциал, который получает свою реализацию в следующих методических категориях: 1) создание интереса, мотивации к чтению Студенты вуза — это взрослые, которые по своим социально-психологическим особенностям отличаются наличием индивидуального жизненного опыта (читательского в т. ч.), критическим и самостоятельным взглядом на явления, факты, обсуждаемые проблемы; есть основания полагать, что мотивация к прочтению детектива на иностранном языке будет подкрепляться наличием у студентов положительного опыта прочтения детективов на родном языке и их желанием разгадать загадку преступления. 2) формирование умений понимания текста Согласно теории Л. С. Выготского, умения понимания текста заключатся в том, чтобы «ориентироваться в сложном внутреннем пространстве, которое можно было бы назвать системой отношений. В этом устанавливании отношений, выделении важного, в сведении и переходе заключается процесс, называемый обычно пониманием» [Выготский 1996: 170]. Прочтение цельного детектива обеспечивает: 1) сохранение цельности текста, что очень важно для эффективного восприятия текста; 2) классические набор персонажей и схема развития сюжета детектива, включающая две линии (расследования и преступления) выступает сигналами, позволяющими реципиенту, не дожидаясь полного восприятия текста, прогнозировать развитие событий, строить свои гипотезы и, в конечном итоге, использовать все эти данные для облегчения адекватного восприятия; 3) согласно психолингвистическим исследованиям,  переход от одной последовательной ступени компрессии текста к другой, более глубокой, имеет результатом набор ключевых слов как опоры для его восстановления, например, линия расследования: Les actions: enquête indices- soupçonssuspectsinterrogatoires. Таким образом, можно заключить, что своеобразие  композиционного построения классического детектива дает возможность оптимизации работы с текстом в рамках аспекта «домашнее чтение».