Лингводидактический потенциал классического детектива на занятиях по домашнему чтению
надежда сергеевна тырхеева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
416
2016-03-17
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В статье рассматриваются возможности оптимизации
процесса обучения иностранному языку на занятиях по аспекту «домашнее чтение» путем
использования в качестве текстового материала классический детектив.
Лингводидактический потенциал исследуемого жанра обосновывается с точки зрения
психологии, психолингвистики, лингвистики и лингводидактики.
Тезисы
Анализ последних работ,
посвященных методическим вопросам обучения иностранному языку на занятиях по
домашнему чтению, позволил сделать следующие выводы: 1) практика преподавания основывается
на использовании чтения как средства обучения в процессе формирования и
развития лексико-грамматических навыков при отсутствии целевого ориентира на
развитие умений чтения; 2) отмечаются тенденции к снижению доли крупноформатных художественных текстов; 3) методика
работы с текстами отводит ученику пассивную роль. Таким образом, повышение
эффективности работы с текстами требует пересмотра всего процесса построения
курса «домашнее чтение»: от отбора материалов до разработки системы упражнений.
Выбор жанра классический
детектив не случаен, по мнению автора,
он отвечает основным дидактическим принципам отбора материала и имеет богатый
лингводидактический потенциал, который получает свою реализацию в следующих
методических категориях:
1) создание интереса,
мотивации к чтению
Студенты вуза — это
взрослые, которые по своим социально-психологическим особенностям отличаются
наличием индивидуального жизненного опыта (читательского в т. ч.), критическим и
самостоятельным взглядом на явления, факты, обсуждаемые проблемы; есть
основания полагать, что мотивация к прочтению детектива на иностранном языке
будет подкрепляться наличием у студентов положительного опыта прочтения
детективов на родном языке и их желанием разгадать загадку преступления.
2) формирование умений
понимания текста
Согласно теории Л. С. Выготского,
умения понимания текста заключатся в том, чтобы «ориентироваться в сложном
внутреннем пространстве, которое можно было бы назвать системой отношений. В
этом устанавливании отношений, выделении важного, в сведении и переходе заключается
процесс, называемый обычно пониманием» [Выготский 1996: 170]. Прочтение
цельного детектива обеспечивает: 1) сохранение цельности текста, что очень
важно для эффективного восприятия текста; 2) классические набор персонажей и
схема развития сюжета детектива, включающая две линии (расследования и
преступления) выступает сигналами, позволяющими реципиенту, не дожидаясь
полного восприятия текста, прогнозировать развитие событий, строить свои гипотезы
и, в конечном итоге, использовать все эти данные для облегчения адекватного
восприятия; 3) согласно психолингвистическим исследованиям, переход от одной последовательной ступени
компрессии текста к другой, более глубокой, имеет результатом набор ключевых
слов как опоры для его восстановления, например, линия расследования: Les actions: enquête indices- soupçons — suspects — interrogatoires.
Таким образом, можно заключить, что своеобразие композиционного построения классического
детектива дает возможность оптимизации работы с текстом в рамках аспекта
«домашнее чтение».