Проблема согласования времен в современной итальянской литературе
Анна Александровна Карлова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2016-03-16
13:00 -
13:15
Ключевые слова, аннотация
Строгие правила согласования времен и наклонений, складывавшиеся довольно долгое время и окончательно сформировавшиеся к середине ХХ в., уже во второй половине того же века начинают активно нарушаться многими авторами литературных произведений. Среди подобных отклонений от нормы можно выделить наиболее распространённые и указать таким образом на основные тенденции развития литературного языка. В то же время, некоторые особенности значения тех или иных форм дают авторам возможность использовать их как стилистически маркированные или экспрессивные средства.
Тезисы
В итальянской художественной литературе конца XX — начала XXI вв. очевидна тенденция к разрушению традиционных правил согласования времен и наклонений, описанных грамматиками XX в. Прежде всего, это касается выбора основного времени повествования: здесь мы видим и «творческий поиск», когда в отдельных произведениях используются Passato Prossimo или даже Trapassato Prossimo, и четкую тенденцию к написанию современных романов в Presente dell'Indicativo. Как правило, такой выбор связан с желанием автора сделать рассказ более экспрессивным, образным, придать ему вид непринужденного устного рассказа, приблизить его к читателю во времени или, напротив, отнести его в совершенно другой временной план. При этом, даже для исторического романа возможна альтернатива Passato Remoto или Presente, то есть временной фактор и актуальность действия, на которых основывается традиционная схема, здесь теряют главенствующее значение.
В итоге, вся традиционная схема согласования времен, имеющая точкой отсчёта именно главное время повествования или конкретную форму глагола в главном предложении, начинает изменяться, приспосабливаясь к новым реалиям. При использовании Presente в качестве основного времени логично было бы предположить, что согласование времен пойдет по так называемой схеме «плана настоящего», но на практике это не всегда оказывается возможным. Кроме того, такой путь просто убрал бы из употребления целый ряд видовременных форм (Passato Remoto, Trapassato Prossimo и др.), но, как выясняется, некоторые компоненты их значения невозможно выразить иначе (либо альтернатива оказывается громоздкой, двусмысленной или не совсем очевидной).
На данный момент мы видим гораздо более гибкий подход к выбору видовременной формы. Главный фактор — не жесткие правила, а намерение автора подчеркнуть один из компонентов значения, содержащийся в той или иной форме. Выбор не только может идти вразрез с правилами внутри использования форм одного и того же временного плана (например, в выборе одного из прошедших времён: Passato Prossimo, Passato Remoto, Trapassato Prossimo, Imperfetto), но и выходить за рамки временного плана. В таком случае, например, Imperfetto может использоваться в плане настоящего, а Passato Prossimo — в плане будущего.
В итоге, можно говорить о разрушении старой схемы, расширении рамок использования многих видовременных форм, усилении экспрессивного фактора и роли авторской интенции.
В итоге, вся традиционная схема согласования времен, имеющая точкой отсчёта именно главное время повествования или конкретную форму глагола в главном предложении, начинает изменяться, приспосабливаясь к новым реалиям. При использовании Presente в качестве основного времени логично было бы предположить, что согласование времен пойдет по так называемой схеме «плана настоящего», но на практике это не всегда оказывается возможным. Кроме того, такой путь просто убрал бы из употребления целый ряд видовременных форм (Passato Remoto, Trapassato Prossimo и др.), но, как выясняется, некоторые компоненты их значения невозможно выразить иначе (либо альтернатива оказывается громоздкой, двусмысленной или не совсем очевидной).
На данный момент мы видим гораздо более гибкий подход к выбору видовременной формы. Главный фактор — не жесткие правила, а намерение автора подчеркнуть один из компонентов значения, содержащийся в той или иной форме. Выбор не только может идти вразрез с правилами внутри использования форм одного и того же временного плана (например, в выборе одного из прошедших времён: Passato Prossimo, Passato Remoto, Trapassato Prossimo, Imperfetto), но и выходить за рамки временного плана. В таком случае, например, Imperfetto может использоваться в плане настоящего, а Passato Prossimo — в плане будущего.
В итоге, можно говорить о разрушении старой схемы, расширении рамок использования многих видовременных форм, усилении экспрессивного фактора и роли авторской интенции.