Модернистская природа воспоминаний в «Дневнике размышлений» Джакомо Леопарди
Светлана Владимировна Балаева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
201
2016-03-18
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен «Дневнику
размышлений» Джакомо
Леопарди
(1798–1837). Это
произведение автор писал на протяжении
многих лет, и оно
является результатом размышлений
о природе вещей. «Дневник размышлений» соединяет в себе дневниковую
форму и жанр литературного фрагмента.
Доклад концентрируется на природе
воспоминаний в произведении. Роль памяти
и воспоминаний весьма значима, поскольку
именно через воспоминания автор
коммуницирует с самим собой. Линейность
времени здесь не важна, и природа
воспоминаний у Леопарди все больше
походит на «непроизвольные воспоминания»
в романах М. Пруста.
Тезисы
«Дневник
размышлений» (1817–1832)
Джакомо Леопарди
— это текст,
состоящий более чем из четырех тысяч
страниц. Он является результатом долгих
размышлений о природе вещей, об абстрактных
материях и конкретных событиях,
о личных переживаниях и опыте всего
человечества.
С одной стороны,
Джакомо Леопарди следует риторическим
традициям античности (т. е. приводит
конкретные примеры для своих утверждений),
а с другой стороны, в «Дневнике размышлений»
присутствует экспериментальная
установка, давшая начало современной
науке. По мысли Леопарди, накопление
опыта возможно вследствие наблюдения
за собой, за своими впечатлениями,
желаниями и размышлениями. На основании
своих наблюдений он строит метафизическую
систему, уделяя внимание индивидуальным
психологическим особенностям и анализируя
вопросы нравственности. Леопарди не
создает философской системы, а формулирует
свои выводы в форме, близкой форме
максим, т. е. выводит правила из опыта,
не прибегая к абстрактным терминам.
«Дневник
размышлений» соединяет в себе
дневниковую форму и жанр литературного
фрагмента. И в данном случае избранная
форма помогает раскрывать зависимость
мысли от хода времени.
Леопарди почти
не отмечает в «Дневнике размышлений»
факты и события из своей повседневной
жизни. Он полностью концентрируется на
сфере ощущений и ментальных состояний.
Автор на протяжении долгого времени
записывает свои впечатления и размышления. Он отражает
внешний мир, но этот мир преломляется
через призму его сознания.
Обширность
«Дневника» позволяет Леопарди следить
за изменениями своей личности, за разными
состояниями своей души. Постепенно поэт
начинает понимать одни и те же события
иначе, чем он понимал их раньше, а через
некоторое время совсем не узнает прежнего
себя.
Для Леопарди линейность времени больше не
является само собой разумеющейся. Позже
подобное ощущение времени найдет свое
фундаментальное воплощение в романах
Пруста («непроизвольная память»).
Леопарди
утверждает, что «хорошая память, умение
распознавать и внимание» (Дневник
размышлений, 1766 фрагмент) требуются,
чтобы восстановить разорванные связи
человека и мира. Личность не может быть понятна даже
для себя самой без сравнения с прежним
«Я».
Поэтому автор
«Дневника» на каждой странице постоянно
вступает в диалог с собой прежним,
пытаясь соединить «прошлую личность»
с «новой».
Постепенно
Леопарди начинает видеть в «Дневнике»
сборник воспоминаний, которые вызывают
другие воспоминания. Поэт утверждает,
что «воспоминания» позволяют современному человеку
вернуться к истокам. Но память не
полностью воссоздает вещи или переживания,
а «повторяет», «отзывается эхом прошлого».
Для Леопарди, воспоминание — это каждый раз
новое отражение минувшего.