Пространство кошмарной многозначности и многозначности кошмара («The Wall» Алана Паркера)
Алина Алексеевна Соломонова
Докладчик
преподаватель
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
кинозал
2016-03-16
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
В
докладе предлагается классификация нарративно-смысловых и формальных (монтажных)
функций мультипликационных элементов фильма. Анимационные вставки любопытны как
нетривиальные монтажные «склейки» и как прием интенсивного наращения, усложнения
смысла. Анимация соединяет разножанровые музыкально-текстовую и визуальную
составляющие, позволяет добиться многомерности образов-символов (стена, мать и
др.), дает возможность быстро переключать нарратив между различными модусами (трагическим,
комическим), превращает событийный поток в поток сознания, меняя точку зрения с
внешней на внутреннюю.
Тезисы
Анимационные вставки Джеральда Скарфа в кинонарративе музыкального
фильма «The Wall»
любопытны для исследования не только как примеры нетривиальных монтажных «склеек»,
игры с хронологией и точками зрения, но и как прием интенсивного «наращения», усложнения
смысла.
В докладе предлагается
следующая классификация нарративно-смысловых и формальных (монтажных) функций мультипликационных
элементов фильма:
1) Простая функция. Анимационная вставка представляет собой по смыслу продолжение киноэпизода, однако является или событием, происходящим в сознании героя (напр., галлюцинации персонажа), или карикатурно-гротескным описанием ситуации с ярко выраженным отношением протагониста к событию (напр., повествование о школьных годах Пинка), или эмоционально окрашенной наррацией имплицитного повествователя о событиях, могущей вступать в диссонанс с отношением персонажа к событию (напр., анимационная вставка о последствиях войны, о скинхедах и фашизме). Простая функция анимационной вставки в большинстве случаев предполагает последовательный монтаж.
2) Функция наращения смысла. Образ, появляющийся в тексте песни или в визуальном киноряде, обретает анимационное воплощение и может вступать во взаимодействие с другими образами, но одновременно именно благодаря анимации сохраняет абстрактность и многозначность (мать, кирпичи, черви, молотки, стена). Такие анимационные вставки зачастую вводятся при помощи интеллектуального монтажа.
3) Функция построения «третьего измерения». Анимационный видеоряд может отрываться от сюжетно-событийного и логико-смыслового уровней, переключая повествование на бессобытийное символически-эмоциональное переживание (what we will do now?) или перенося повествование из мира эмпирического в особый мир, мир кошмара, не поддающийся управлению (the trial). Такие анимационные вставки вводятся в киноповестовование благодаря ассоциативному и психологическому монтажу.
Безусловно, анимация в фильме «Стена» соединяет разножанровые музыкально-текстовую и визуальную составляющие, но она также позволяет добиться многомерности каждого из образов-символов (стена, мать и др.), дает возможность быстро переключать нарратив между разными хронологическими пластами и различными модусами (трагическим, комическим), превращает событийный поток в поток сознания протагониста, меняя нарративную точку зрения с внешней на внутреннюю.
1) Простая функция. Анимационная вставка представляет собой по смыслу продолжение киноэпизода, однако является или событием, происходящим в сознании героя (напр., галлюцинации персонажа), или карикатурно-гротескным описанием ситуации с ярко выраженным отношением протагониста к событию (напр., повествование о школьных годах Пинка), или эмоционально окрашенной наррацией имплицитного повествователя о событиях, могущей вступать в диссонанс с отношением персонажа к событию (напр., анимационная вставка о последствиях войны, о скинхедах и фашизме). Простая функция анимационной вставки в большинстве случаев предполагает последовательный монтаж.
2) Функция наращения смысла. Образ, появляющийся в тексте песни или в визуальном киноряде, обретает анимационное воплощение и может вступать во взаимодействие с другими образами, но одновременно именно благодаря анимации сохраняет абстрактность и многозначность (мать, кирпичи, черви, молотки, стена). Такие анимационные вставки зачастую вводятся при помощи интеллектуального монтажа.
3) Функция построения «третьего измерения». Анимационный видеоряд может отрываться от сюжетно-событийного и логико-смыслового уровней, переключая повествование на бессобытийное символически-эмоциональное переживание (what we will do now?) или перенося повествование из мира эмпирического в особый мир, мир кошмара, не поддающийся управлению (the trial). Такие анимационные вставки вводятся в киноповестовование благодаря ассоциативному и психологическому монтажу.
Безусловно, анимация в фильме «Стена» соединяет разножанровые музыкально-текстовую и визуальную составляющие, но она также позволяет добиться многомерности каждого из образов-символов (стена, мать и др.), дает возможность быстро переключать нарратив между разными хронологическими пластами и различными модусами (трагическим, комическим), превращает событийный поток в поток сознания протагониста, меняя нарративную точку зрения с внешней на внутреннюю.