Персуазивная стратегия оценкив литературно-критическом тексте
Елена Сергеевна Садовская
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
14-П
2016-03-19
13:40 -
13:55
Ключевые слова, аннотация
В докладе на примере жанра «литературно-критическая
колонка» (ЛКК) определяется роль оценки в литературно-критическом тексте. Автор
определяет основные интенции адресанта исследуемого жанра и приходит к выводу,
что прагматическая направленность позволяет рассматривать текст ЛКК как продукт
персуазивной коммуникации. Оценка как универсальная стратегия персуазивности в
тексте ЛКК реализуется в виде тактик прямой и косвенной оценки и выполняет ориентирующую и стимулирующую функции.
Тезисы
Коммуникативная стилистика позволяет
рассматривать тексты в деятельностном аспекте, то есть как «речевые произведения
адресанта, направленные адресату» [1; 33]. Порождение текста напрямую
зависит от авторской интенции. В основные задачи создателя публицистического
текста входит «целенаправленное оказание идейно-психологического воздействия, а
также побуждение реципиента к определенным действиям и мотивам, когда в
процессе отбора и интерпретации информации в сообщении выявляется
воздействующий характер, направленный на убеждение читающей аудитории [2;
73–74]. Применяя данное определение к литературно-критическому тексту на
примере жанра литературно-критической колонки (далее — ЛКК), можно
сформулировать следующие основные интенции адресанта: информирование адресата
(с целью восполнения пробелов в знаниях, а также привлечения внимания к
отдельным литературным произведениям или творчеству писателя) и побуждение его
к конкретным действиям (прочтения или отказа от прочтения рассматриваемого
произведения, изучению творчества литературных деятелей).
Прагматическая направленность
текстов ЛКК позволяет рассматривать данный
жанр в аспекте его персуазивного воздействия. Находя свое выражение в виде
стратегии оценки персуазивность как текстообразующая категория ЛКК подчиняет себе
лексико-семантические и стилистические ресурсы выразительности. Как показал
анализ практического материала, стратегия оценки в ЛКК реализуется в тактиках прямой и косвенной оценки. В сравнительном
отношении тактика прямой оценки преобладает в текстах ЛКК, так как отвечает
самой прагматической направленности критического жанра. Тактика косвенной
оценки служит дополнительным средством осуществления интенциональной задачи
автора за счет эмоционально-психологического воздействия на читателя.
Оценка в текстах ЛКК, выступая
как универсальная стратегия персуазивности, выполняет, таким образом,
ориентирующую и стимулирующую функции. Ориентирующая функция заключается в том,
что на основании авторитетной оценки объекта, выносимой экспертом в области
литературной критики, читатель способен вписывать данный объект в собственную
ценностную парадигму или аксиологическую систему. Ввиду своей авторитетности
авторская оценка служит для него ориентиром, т. к. он может полагаться на мнение
квалифицированного критика. Стимулирующая функция оценки в ЛКК проявляется в ее
побуждении к конкретному действию со стороны адресата после прочтения
публикации.
Литература:
1. Клушина Н. И. Интенциональные категории публицистического текста: автореф. дисс…д-ра. филол. н. — М., 2008. — 57с.
2. Мартемьянова С. С. Интерпретация медиатекста как инструмент имплицитного убеждения. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки . 2013. №3. С. 73–77.
Литература:
1. Клушина Н. И. Интенциональные категории публицистического текста: автореф. дисс…д-ра. филол. н. — М., 2008. — 57с.
2. Мартемьянова С. С. Интерпретация медиатекста как инструмент имплицитного убеждения. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки . 2013. №3. С. 73–77.