Идеи постмодернизма в практике создания серийных коллекционных изданий (партворков)
Юлия Николаевна Драчева
Докладчик
доцент
Вологодский государственный университет
Вологодский государственный университет
Елена Николаевна Ильина
Докладчик
профессор
Вологодский государственный университет
Вологодский государственный университет
14-П
2016-03-17
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются проблемы лингвистики
текста на материале периодических коллекционных изданий (партворков) в
контексте философии постмодернизма. Анализ семиотической, композиционной,
стилистической и прочих составляющих текста партворка позволяет сделать вывод
об их сюжетно-композиционной и жанрово-стилистической эклектичности, о
специфике их интертекстуальности и о влиянии на их функционирование дискурса
массовой коммуникации. В качестве иллюстраций теоретических положений
используются тексты партворков «Куклы в народных костюмах», «Дамы эпохи. Моя
коллекция кукол», «Танк Т-34» и др.
Тезисы
Партворк, или журнал-коллекция, сформировался на рубеже XX и XXI вв. как новый вид периодических изданий и был популяризирован в России в середине 2000-х гг. издательскими домами «Де Агостини», «Ашет», «ДжИ Фаббри Эдишинз» и др. К партворкам обращались некоторые работы по теории и истории журналистики, но в филологическом отношении они практически не изучены. Вместе с тем они представляют интерес как один из видов креолизованных текстов, ярко воплощающих в себе идеологию постмодернизма: отказ от установки на преобразование мира и от стремления к его жесткой систематизации, зыбкость пространственно-временных и причинно-следственных связей, стирание границ между научным и обыденным сознанием, высоким и низким искусством, предпочтение конструирования творчеству, симулирования реальности — ее отображению. Тексты партворка в содержательном, композиционном и художественном планах далеки от «высоких» образцов словесной культуры постмодернизма, но вместе с тем последовательны в реализации его идей. Энциклопедизм и эстетическое чутье классиков постмодернизма заменяются в них добротной компиляцией доступных материалов в процессе создания коммерческого продукта (партворка), изначально предназначенного для научно-популярного или развлекательного описания какой-либо сферы человеческой жизни, создающего у потребителя иллюзию осведомлённости в этой области знаний, а также иллюзию коллекционирования — занятия для избранных, требующего от человека серьезных знаний, значительных материальных вложений и душевных сил. Так, через коллекцию «Куклы в народных костюмах», позиционируемую как популярная этнографическая энциклопедия, читатель воспринимает искусственно созданный образ национальной или региональной культуры, имеющий мало общего с тем, который формируется в процессе научного осмысления материальной и духовной культуры народа. Рождается симулякр — изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Коллекционная журнальная серия «Куклы в народных костюмах» обнаруживает свойство фрагментарности на нескольких уровнях текста: сюжетно-композиционная фрагментарность достигается за счет принципа мозаичного описания того или иного региона России; фрагментарность персонажного уровня вытекает из сюжетной неоднородности и стремления составителей издания к энциклопедичности. Переплетение рубрик партворка создает некий коллаж, включающий в себя фрагменты текстов различных эпох, стилей и жанров, индивидуального / коллективного авторства в сочетании с тематически ориентированными на них визуальными компонентами. Прецедентное поле партворка весьма причудливо: специальные рубрики-клейма аккумулируют событийные прецедентные феномены») и ситуации (например, опричнина), прецедентные литературные произведения (В. Гиляровский «Мои скитания») и др.