Преимущества и недостатки использования различных учебных изданий при обучении иностранному языку
Людмила Александровна Воронина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
417
2016-03-17
10:40 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
В последнее время в связи с массовой технократизацией нашего
общества в учебной среде все чаще звучит полемика о преимуществе тех или иных
учебных изданий (бумажных или электронных). Особый интерес в этом плане
вызывает учебный предмет ʻИностранный языкʼ во всем многообразии наименования в
зависимости от вуза, направления и профиля обучения по причине своего практического
характера с научно-методической точки зрения. Представляется важным и своевременным
еще одно обращение к данной категории не только с педагогической точки зрения,
а также с учетом требований ГОСТа и министерских приказов.
Тезисы
Одним из условий
совершенствования процесса обучения иностранным языкам в вузе является умелое
использование всевозможных видов учебных изданий (УИ). В
последнее время в учебной среде все чаще используется понятие ʻэлектронный
учебникʼ, которое заставляет задумываться об эффективности его использования по
сравнению с так называемым традиционным, бумажным, аналогом во всех видах. В
соответствующей научной литературе уже имеется ряд работ, посвященных
исследованию положительных и отрицательных сторон электронных изданий. Однако особое
значение все это приобретает при обучении иностранных языков в силу
практической направленности таких дисциплин. С научной точки зрения оба вида УИ относятся
к базисной категории методики под названием ʻСредства обученияʼ и среди четырех
структурных наименований: 1) средства обучения для преподавателя, 2) средства
обучения для учащихся, 3) аудиовизуальные средства обучения, 4) технические
средства обучения принадлежат разделу ʻСредства обучения для учащихсяʼ. В этом
разделе называются такие единицы как учебник (книга для учащихся), книга для
чтения (хрестоматия), пособие по развитию речи, сборник упражнений, справочник
по иностранному языку, словарь и т. п. Разнообразие их номенклатуры время от
времени совершенствуется, но требует обязательного учета ГОСТа.
Согласно ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные
виды. Термины и определения» все виды издаваемой продукции
профессорско-преподавательского состава вуза представлены в виде двух групп: научные
издания и УИ. Целью данного исследования является выявление преимуществ и
недостатков изданий для обучения иностранным языкам, поэтому остановимся только
на второй группе и рассмотрим виды УИ с точки зрения требований ГОСТ и
министерских приказов.
Под
УИ понимается издание,
содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера,
изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на
учащихся определенного возраста и ступени обучения. Согласно ГОСТ 7.60-2003 к
таким изданиям относится двенадцать наименований, среди которых в вузе при
обучении иностранному языку может быть использовано десять: учебник, учебное
пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь,
самоучитель, хрестоматия, практикум, задачник и учебный комплект. Тщательное изучение имеющихся видов УИ
позволит расширить номенклатуру электронных пособий.
Электронные издания имеют свою особую популярность,
например, словари, так как отличаются от бумажных аналогов возможностью более
быстрой и большей передачей информации за счет одновременного задействования
зрительного и слухового каналов. Тем не менее, существует ряд исследований, не доказывающих
их преимущество с точки зрения эффективности усвоения иностранного языка.