45th International Philological Research Conference

Преимущества и недостатки использования различных учебных изданий при обучении иностранному языку

Людмила Александровна Воронина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

417
2016-03-17
10:40 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

В последнее время в связи с массовой технократизацией нашего общества в учебной среде все чаще звучит полемика о преимуществе тех или иных учебных изданий (бумажных или электронных). Особый интерес в этом плане вызывает учебный предмет ʻИностранный языкʼ во всем многообразии наименования в зависимости от вуза, направления и профиля обучения по причине своего практического характера с научно-методической точки зрения. Представляется важным и своевременным еще одно обращение к данной категории не только с педагогической точки зрения, а также с учетом требований ГОСТа и министерских приказов.

Тезисы

Одним из условий совершенствования процесса обучения иностранным языкам в вузе является умелое использование всевозможных видов учебных изданий (УИ). В последнее время в учебной среде все чаще используется понятие ʻэлектронный учебникʼ, которое заставляет задумываться об эффективности его использования по сравнению с так называемым традиционным, бумажным, аналогом во всех видах. В соответствующей научной литературе уже имеется ряд работ, посвященных исследованию положительных и отрицательных сторон электронных изданий. Однако особое значение все это приобретает при обучении иностранных языков в силу практической направленности таких дисциплин. С научной точки зрения оба вида УИ относятся к базисной категории методики под названием ʻСредства обученияʼ и среди четырех структурных наименований: 1) средства обучения для преподавателя, 2) средства обучения для учащихся, 3) аудиовизуальные средства обучения, 4) технические средства обучения принадлежат разделу ʻСредства обучения для учащихсяʼ. В этом разделе называются такие единицы как учебник (книга для учащихся), книга для чтения (хрестоматия), пособие по развитию речи, сборник упражнений, справочник по иностранному языку, словарь и т. п. Разнообразие их номенклатуры время от времени совершенствуется, но требует обязательного учета ГОСТа. Согласно ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» все виды издаваемой продукции профессорско-преподавательского состава вуза представлены в виде двух групп: научные издания и УИ. Целью данного исследования является выявление преимуществ и недостатков изданий для обучения иностранным языкам, поэтому остановимся только на второй группе и рассмотрим виды УИ с точки зрения требований ГОСТ и министерских приказов. Под УИ понимается издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся определенного возраста и ступени обучения. Согласно ГОСТ 7.60-2003 к таким изданиям относится двенадцать наименований, среди которых в вузе при обучении иностранному языку может быть использовано десять: учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия, практикум, задачник и учебный комплект. Тщательное изучение имеющихся видов УИ позволит расширить номенклатуру электронных пособий. Электронные издания имеют свою особую популярность, например, словари, так как отличаются от бумажных аналогов возможностью более быстрой и большей передачей информации за счет одновременного задействования зрительного и слухового каналов. Тем не менее, существует ряд исследований, не доказывающих их преимущество с точки зрения эффективности усвоения иностранного языка.