К вопросу о евангельском контексте в шведской литературе ХIX–XXI вв.
Полина Александровна Лисовская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
14-П
2016-03-17
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе будет рассмотрено бытование этико-христианского и евангельского контекстов в литературе Швеции XIX–ХХI в. В творчестве классиков шведской литературы, среди которых А. Стриндберг, С. Лагерлеф, Я. Бергман, П. Лагерквист, важное значение имеет христианский фундаментализм. Христианская этика, с ее поиском ответов на вопросы «Что есть Бог?» и «Что есть грех?», остается смысловым ядром в прозе и наших современников — П. У. Энквиста, Т. Линдгрена и ряда писателей нового поколения — что ставит под вопрос саму возможность полной постмодернистской деконструкции «на шведской почве».
Тезисы
В творчестве классиков
шведской литературы, начиная с Августа Стриндберга и Сельмы Лагерлеф, позднее
Яльмара Седерберга, Яльмара Бергмана, а также Пера Лагерквиста важное
значение имеет христианский фундаментализм и отношение к нему.
Христианская этика, с ее поиском ответов на вопросы «Что есть
Бог?» и «Что есть грех?» и вытекающим отсюда вопросом «Что
такое человек?» составляет основу философской концепции произведений даже
тех писателей, которые открыто заявляют о том, что не верят в Бога (как, например,
Сельма Лагерлеф и Пер Улов Энквист). В шведском романе часто встречается фигура
религиозного проповедника и такие сюжеты, как отъезд иммигрантов в поисках
земли обетованной. Кроме того, в художественной литературе этой лютеранской, но
в наши дни крайне секуляризированной страны уже на протяжении нескольких
столетий появляются закамуфлированные тем или иным образом евангельские сюжеты
(Лагерлёф, Энквист), а также апокрифические тексты (Лагерлёф, Лагерквист).
Отчасти это может объясняться огромным влиянием, которое оказали на
социально-политическое и культурное развитие Швеции различные свободные церкви,
в том числе пятидесятники (об их становлении написал в своем романе «Путешествие Леви» П. У. Энквист). Несмотря на или же как следствие победившей
секуляризации, (христианская) этика остается смысловым ядром в
прозе и наших современников — того же П. У. Энквиста, Т. Линдгрена, а также
ряда писателей нового поколения. Причем это не значит, что в современном
шведском романе отсутствуют эксперименты с формой. Это отнюдь не так, во второй
половине прошлого века шведский роман развивает псевдоисторический и
псевдодокументальный жанры, а в 1990-е гг. и до наших дней активно эксплуатирует
постмодернистские приемы. Однако, как правило, такой текст, неся в себе
интертекстуальные, иронические, игровые и пр. признаки по форме, по содержанию
не приемлет этического (исторического, социального, экологического и др.)
релятивизма, что ставит под вопрос саму возможность полной постмодернистской
деконструкции «на шведской почве».