Когнитивная лингвистика на фоне лингвистики формальной
Vladimir Viktorovich Kolesov
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2016-03-15
13:10 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе описывается развитие языкознания с позиции
философского реализма. В рамках концептологии представлена логическая
последовательность в смене лингвистических форм как приближение к пониманию
сущности языка в его антропоцентрическом измерении.
Тезисы
1. В докладе описывается развитие
языкознания (основание — что?) в двух традиционных видах —
формальная и когнитивная (условие — как?) в процессе познания (причина —
почему?) ради получения достоверного знания (цель — зачем?).
Совокупный ответ на все четыре вопроса аристотелевых причин, описанный в
терминах семантической константы, намечает приемлемые пути в развитии
современного языкознания.
2. Изложение ведется в рамках концептологии — универсальной сферы когнитивной лингвистики интегрального характера, в разных формах широко представленной в отечественных университетах с позиции философского реализма.
3. В конечном счете, показана логическая последовательность в смене лингвистических форм как приближение к пониманию сущности живого языка в его антропоцентрическом измерении. «Три волны» формальной лингвистики в своем аналитическом дуализме сменились «тремя волнами» когнитивной лингвистики в синтетическом единстве смыслов. Произошло замещение позиции изучения: от пассивного «языка» слушающего к активному «языку» говорящего.
2. Изложение ведется в рамках концептологии — универсальной сферы когнитивной лингвистики интегрального характера, в разных формах широко представленной в отечественных университетах с позиции философского реализма.
3. В конечном счете, показана логическая последовательность в смене лингвистических форм как приближение к пониманию сущности живого языка в его антропоцентрическом измерении. «Три волны» формальной лингвистики в своем аналитическом дуализме сменились «тремя волнами» когнитивной лингвистики в синтетическом единстве смыслов. Произошло замещение позиции изучения: от пассивного «языка» слушающего к активному «языку» говорящего.