А. А. Блок в полемике с теоретиками символизма и акмеизма (к пересмотру понятия канона)
Светлана Дмитриевна Титаренко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Наталия Юрьевна Грякалова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
25
2016-03-18
15:25 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад основан на изучении полемики А. А. Блока с
теоретиками русского символизма и
акмеизма, развернувшейся в начале 1910-х гг. Новизна обусловлена герменевтически-феноменологическим
подходом к исследованию процесса чтения Блока, а также недостаточной изученностью его помет и маргиналий в книгах и журналах из личной библиотеки, сохранившейся в ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН. Доказывается, что в
эпоху постсимволизма Блок понимает необходимость пересмотра понятия «литературный
канон», которое трактуется им как система констант и новаций в аспекте
философии творчества.
Тезисы
Проблема художественного канона в русской
литературе 1910-х гг., в период
кризиса символизма и активизации постсимволистских течений, представляет
интерес не только в историко-литературном аспекте,
но и в фокусе исследования читательского опыта А. А. Блока. Речь идет об эстетической реакции
поэта, зафиксированной в его малоизученных пометах и заметках на полях журналов
«Труды и дни» и «Аполлон» в процессе
чтения программных статей теоретиков
символизма (Вяч. В. Иванова, А. Белого) и акмеизма (Н. С. Гумилева, С. М. Городецкого). Блоковские маргиналии на полях журналов — это
реакция на литературную ситуацию, так как в это время радикальным образом
меняется позиция Блока как участника внутрисимволистской полемики.
Заметки Блока на полях журнала «Труды и дни» (1912. №1) отразили его критическую точку зрения на символистский канон, отстаиваемый Ивановым в статье «Мысли о символизме», и, в частности, на жизнетворческие претензии символизма. Показательно, что Блок подвергает сомнению утверждаемое Ивановым понятие «символический поэт». Это говорит о том, что один из важнейших тезисов символистского канона, развиваемый Ивановым, Блок в эпоху размежевания символизма и акмеизма принять не может, так как считает язык символов универсальным для любого поэта. Его не устраивает «присвоение» символа, размытость определений символизма, отсутствие понимания литературной ситуации, изменившейся роли поэта и функций искусства в современной литературе, отстаивание клишированных принципов, не изменившихся с 1900-х гг., когда символизм был в центре литературного движения.
Блок солидарен с Белым, который в статье «О символизме» понимает свободу творчества как «свободу в каноне», «как путь». Отдельные фрагменты статьи Блок воспринимает уже с оглядкой на полемику с акмеистами, о которой можно судить по его пометам в журнале «Аполлон» (1913. №1). Блоковская рефлексия о смене символистского канона акмеистским связана с пониманием того, что литература существует в меняющемся поле художественных направлений и идеологий и ее смысл в величии творчества, а не в насаждении канонов, в созвучии поэтических исканий новому времени.
Парадоксальный смысл заметок Блока — в ярко выраженной антитеоретичности и сопротивлении канонам, в признании условности границ между поэтическими школами. Пометы Блока свидетельствуют о понимании им того, что провозглашаемый теоретиками символизма канон требует иного обоснования на современной стадии развития литературы. Поэт вскрывает ряд противоречий в позициях теоретиков символизма и акмеизма и фиксирует невозможность однозначного понимания канона в эпоху кризиса направления. Он понимает необходимость пересмотра понятия «литературный канон», которое трактуется им как система констант и новаций в аспекте философии творчества.
Заметки Блока на полях журнала «Труды и дни» (1912. №1) отразили его критическую точку зрения на символистский канон, отстаиваемый Ивановым в статье «Мысли о символизме», и, в частности, на жизнетворческие претензии символизма. Показательно, что Блок подвергает сомнению утверждаемое Ивановым понятие «символический поэт». Это говорит о том, что один из важнейших тезисов символистского канона, развиваемый Ивановым, Блок в эпоху размежевания символизма и акмеизма принять не может, так как считает язык символов универсальным для любого поэта. Его не устраивает «присвоение» символа, размытость определений символизма, отсутствие понимания литературной ситуации, изменившейся роли поэта и функций искусства в современной литературе, отстаивание клишированных принципов, не изменившихся с 1900-х гг., когда символизм был в центре литературного движения.
Блок солидарен с Белым, который в статье «О символизме» понимает свободу творчества как «свободу в каноне», «как путь». Отдельные фрагменты статьи Блок воспринимает уже с оглядкой на полемику с акмеистами, о которой можно судить по его пометам в журнале «Аполлон» (1913. №1). Блоковская рефлексия о смене символистского канона акмеистским связана с пониманием того, что литература существует в меняющемся поле художественных направлений и идеологий и ее смысл в величии творчества, а не в насаждении канонов, в созвучии поэтических исканий новому времени.
Парадоксальный смысл заметок Блока — в ярко выраженной антитеоретичности и сопротивлении канонам, в признании условности границ между поэтическими школами. Пометы Блока свидетельствуют о понимании им того, что провозглашаемый теоретиками символизма канон требует иного обоснования на современной стадии развития литературы. Поэт вскрывает ряд противоречий в позициях теоретиков символизма и акмеизма и фиксирует невозможность однозначного понимания канона в эпоху кризиса направления. Он понимает необходимость пересмотра понятия «литературный канон», которое трактуется им как система констант и новаций в аспекте философии творчества.