Театр Р. Роллана и П. Клоделя в восприятии революционной культуры России конца 1910 — начала 1920-х гг.: синтез искусств, героика, сакральное
Елена Дмитриевна Гальцова
Докладчик
главный научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН
Институт мировой литературы РАН
129
2016-03-19
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается
коллизия между стремлением к вагнеровской традиции всеобщего искусства,
характерной для русской и европейской культуры рубежа XIX–XX вв., и поисками «революционного»
искусства в Советской России конца 1910 — начала 1920-х гг. Несмотря на полную
несовместимость эстетических, мировоззренческих и политических позиций, бывшие
однокашники Поль Клодель и Ромен Роллан оказываются в это время частью одного
рецептивного поля советской культуры. В докладе использованы материалы
московских архивов.
Тезисы
В докладе рассматривается
коллизия между стремлением к вагнеровской традиции всеобщего искусства,
характерной для русской и европейской культуры рубежа XIX–XX вв., и поисками «революционного»
искусства в Советской России конца 1910 — начала 1920-х гг. Воплощение этой
коллизии мы видим в одновременной рецепции театра Ромена Роллана и Поля Клоделя,
Несмотря на полную несовместимость эстетических, мировоззренческих и
политических позиций, бывшие однокашники Клодель и Роллан оказываются в это
время частью одного рецептивного поля советской культуры. Материалом
исследования служат произведения, изданные и/или сыгранные на сцене в
означенную эпоху: пьесы «Театра Революции», «Трагедии веры» и «Лилюли» Роллана,
«Обмен», «Благовещение», часть Трилогии о Куфонтенах Клоделя, а также переводы и
рецепция роллановского «Народного театра». Почему после Октябрьской революции в
театре был большой интерес именно к иностранным пьесам, почему большим успехом
пользовались пьесы о Французской революции 1789 г., каким образом контрреволюционная
трилогия Клоделя могла заинтересовать вдохновителя «театрального Октября» — Вс.
Мейерхольда? Как жанр мистерии соотносился с героической трагедией в ранней
советской рецепции французского театра? Возможно, ответы на эти вопросы помогут
глубже понять «возвращение» дружбы между писателями в 1940-е гг.
Исследование проводится в рамках работы по гранту РГНФ РГНФ 14-04-00557-а.
Исследование проводится в рамках работы по гранту РГНФ РГНФ 14-04-00557-а.