Русские «Опыты» от М. Н. Муравьева и К. Н. Батюшкова до свт. Игнатия Брянчанинова: проблема художественной формы
Александр Александрович Чуркин
Докладчик
-
188
2016-03-16
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматривается проблема художественной
организации многожанрового авторского
литературного сборника на примере ряда
произведений русской литературы конца
XVIII в. — середины
XIX в.
Потребность авторов собрать,
систематизировать и издать произведения,
написанные в разное время и в разных
жанрах, привела к появлению формы
литературных «опытов». Значение ее для
русской литературы определило появление
таких произведений, как «Опыты истории,
письмен и нравоучения» М. Н. Муравьева,
«Опыты в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова,
«Аскетические опыты» свт. Игнатия
Брянчанинова и др.
Тезисы
Процесс
распада морально-риторической системы
предоставил писателям большую свободу
в выборе композиционных форм при
подготовке к публикации сборников ранее
написанных текстов. В первой половине
XIX в. в русской
литературе появилось много изданий,
заглавие которых варьировало понятие
«Опыты». Ряд из них, в том числе книги
М. Н. Муравьева, А. Х. Востокова, К. Н.
Батюшкова, Ф. Н. Глинки, свт. Игнатия
Брянчанинова и др., занимают важное
место в истории русской литературы.
Известно, что первоисточником этой художественной формы являются «Опыты» М. де Монтеня, но на русской почве с самого момента появления произведения с одноименным заглавием обрели индивидуальность, лишь косвенно связывающую их с французским прототипом. Особую роль в составе русских опытов стала играть поэзия, особенно элегия. Постепенно круг поэтических жанров расширился, но инерция тяготения к элегии сохранилась на протяжении истории бытования этой формы.
Одним из важнейших художественных приемов, определяющих композиционную структуру опытов, является циклизация. Подготавливая к публикации произведения, созданные независимо друг от друга и зачастую на протяжении многих лет, авторы выстраивали циклы на основе общей темы, стиля, формы или иного художественного критерия. В свою очередь внутреннее единство каждой книги зависит еще и от того, насколько эти циклы удавалось связать между собой. Таким образом, для опытов становится характерна сложная, многоуровневая архитектоника текста; а использование разных жанров при разработке общей тематики создает эффекты резонанса и объемности восприятия содержания.
Важным элементом опытов, во многом определяющим развитие и внешней художественной формы, стала проблема идейного взаимодействия скептицизма и религии. Тема эта играла существенную роль уже у Монтеня, но в русских опытах она приобрела новые и разнообразные оттенки. Так, в опытах Муравьева и Батюшкова христианство осмысляется в духе идей Просвещения, библейские переложения Глинки продолжают одическую традицию, а в аскетической эссеистике свт. Игнатия Брянчанинова религиозный скептицизм синтезируется с православным учением о трезвении.
Известно, что первоисточником этой художественной формы являются «Опыты» М. де Монтеня, но на русской почве с самого момента появления произведения с одноименным заглавием обрели индивидуальность, лишь косвенно связывающую их с французским прототипом. Особую роль в составе русских опытов стала играть поэзия, особенно элегия. Постепенно круг поэтических жанров расширился, но инерция тяготения к элегии сохранилась на протяжении истории бытования этой формы.
Одним из важнейших художественных приемов, определяющих композиционную структуру опытов, является циклизация. Подготавливая к публикации произведения, созданные независимо друг от друга и зачастую на протяжении многих лет, авторы выстраивали циклы на основе общей темы, стиля, формы или иного художественного критерия. В свою очередь внутреннее единство каждой книги зависит еще и от того, насколько эти циклы удавалось связать между собой. Таким образом, для опытов становится характерна сложная, многоуровневая архитектоника текста; а использование разных жанров при разработке общей тематики создает эффекты резонанса и объемности восприятия содержания.
Важным элементом опытов, во многом определяющим развитие и внешней художественной формы, стала проблема идейного взаимодействия скептицизма и религии. Тема эта играла существенную роль уже у Монтеня, но в русских опытах она приобрела новые и разнообразные оттенки. Так, в опытах Муравьева и Батюшкова христианство осмысляется в духе идей Просвещения, библейские переложения Глинки продолжают одическую традицию, а в аскетической эссеистике свт. Игнатия Брянчанинова религиозный скептицизм синтезируется с православным учением о трезвении.