Статичные модели пространства как необходимое условие динамики телесности
Светлана Сергеевна Козлова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
191
2016-03-18
17:20 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются
принципы выбора пространственных локаций в современном кинематографе,
необходимых для проявления характеристик
героя через телесность.
Основное
внимание уделено взаимосвязи статики, предсказуемости, мифологической
узнаваемости пространства и непредсказуемости драматического движения человеческой
телесности. Исследование проводится на материале фильмов: «Фауст» А. Сокурова,
«Антихрист» Л. фон Триера, сериала «Ганнибал».
Тезисы
Современный кинематограф часто обращается к теме хрупкости, уязвимости
человека цивилизованного и пытается разрушить иллюзию защищенности его телесной
природы в технологичном мире. Разрушение иллюзии происходит за счет переноса
места действия в закрытое локализованное пространство,
лишенное географических и временных систем координат, в котором человек теряет
социальные, профессиональные, ключевые
цивилизационные приметы и «маски», в результате чего телесность становится наиболее выпуклой — открытой
и уязвимой, «пригодной» для драматических испытаний.
В докладе
рассматривается использование узнаваемых типологизированых пространственных
концептов «Лес» и «Земля-Огонь-Вода» в положении максимальной статики, когда
лес либо погружен в естественное состояние сезонного сна, либо сверх того
находится на границе яви и сна героя, что позволяет допустить любые метаморфозы,
происходящие с человеческой телесностью: «Антихрист» Л. фон Триера,
сериала «Ганнибал». Кроме того, статичные «спящие» модели пространства «Лес» и «Земля-Огонь-Вода» подчеркиваются «локализацией»
цветового решения: «Фауст» А.
Сокурова.
Отдельного
внимание уделяется и постпостмодернисткой авторской иронии, когда человеческая
телесность превращается в объект буквальной деконструкции — расчленению,
рассмотрению под «микроскопом» или превращению в гумус в условиях все тех же
пространственных моделей, но с привлечением новых деталей — «мертвая»
законсервированная обсерватория в лесу: сериал «Ганнибал».