45th International Philological Research Conference

Онтологические особенности живописи Болгарии XIX–XX вв.

Михаил Александрович Аникин
Докладчик
старший научный сотрудник
Государственный Эрмитаж

БАН 211
2016-03-17
13:30 - 13:45

Ключевые слова, аннотация

Живопись Болгарии XIX–XX вв. претерпела существенные изменения по сравнению с предшествующим периодом развития. И все же есть ряд онтологических (сущностных) признаков, которые в целом позволяют определить то или иное произведение как артефакт болгарской школы. Докладчик выделяет три главных особенности:
1) иконная составляющая,
2) интерес к натуре,
3) насыщенная декоративность.
На основании анализа конкретных произведений автор утверждает основные положения своего доклада.

Тезисы

Живопись Болгарии в XIX–XX вв. претерпела значительные изменения по сравнению с предшествующим периодом развития. Кажется, что она изменилась до неузнаваемости, переменилась настолько, что можно говорить об утрате корневых, главных  признаков. Однако есть ряд онтологических особенностей, которые всегда  позволят  выделить то, что наделяет произведение искусства тем местным колоритом, который и позволяет причислять его к  указанной национальной школе. Так, например, творчество Владимира Димитрова Майстора испытало влияние как русской  иконы и русской живописи, так и европейского ренессанса. Однако художник до такой степени был связан с родной землей, с Болгарией, что любой искушенный взгляд сразу определит его живопись как произведение болгарского мастера. То же можно сказать и о многих других значимых именах искусства Болгарии. В этой связи важной представляется проблема определения наиболее характерных, онтологических особенностей  болгарской живописи. В связи с тем, что памятников болгарской живописи существует много, мы остановимся только на некоторых характерных примерах изобразительного искусства Болгарии XIX–XX вв. Главными  особенностями нам видятся такие, как
1) сакральная, по сути иконная составляющая,
2) влияние натуры и, наконец,
3) повышенный интерес к  насыщенной декоративности.
На конкретных примерах болгарской живописи XIX–XX вв. автор утверждает основные положения своего доклада.