45th International Philological Research Conference

Эмоциональное воздействие на зрителя в американском кинематографе на примере жанра кинодрамы

Феофания Юрьевна Виталь
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

2-У
2016-03-15
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Статья изучает методы, которыми современная американская кинодрама влияет на эмоциональное состояние зрителя. На примере конкретных фильмов выделяются и анализируются основные приемы такого влияния. Основное внимание уделяется катарсису как ключевому моменту просмотра. Актуальность исследования выражена в поиске неких закономерностей в планомерном и систематичном подведении зрителя к катарсическому переживанию.

Тезисы

Цель настоящего исследования — анализ и краткая классификация некоторых основных приемов, использующихся в современном американском кинематографе для эмоционального воздействия на зрителя.
В ходе исследования автор делает следующие научные выводы.  
  • Катарсис в драме создается путем образования связи между идейно-проблемной сферой фильма и его сюжетной линией. Чем детальнее проработан сюжет, чем он креативнее, тем, соответственно, и очевиднее его взаимосвязь с тематикой, идеей и основной проблемой драмы. При помощи ряда художественных приемов и особенностей построения фильма можно дополнительно воздействовать на эмоциональный фон зрителя, способствуя возникновению катарсиса и большей его глубине.
  • Окончательное ощущение катарсиса у зрителя может возникнуть на пике событий драмы, когда все сюжетные линии соединяются, в несколько секунд сюжетного времени раскрывается главная интрига, и тем самым создается ощущение либо ликования, либо крайней степени сочувствия главному герою. И те, и другие эмоции могут обусловить мгновенный приход к катарсису – как доказательство абсолютного проникновения в ткань фильма, временного, но полного единения зрителя с судьбой главных героев
Основные приемы контроля над эмоциональным состоянием зрителя в современном американском драматическом кинематографе следующие:
1.
Литературные сюжеты и сказочные архетипы, их узнаваемость.

2.
Перенос действия на местную почву, актуализация фильма деталями окружения, времени и обстановки.

3.
Музыка и спецэффекты в существенно большей, нежели фоновая, роли.

4.
Недосказанность, предоставление зрителю возможности осмыслить события фильма самому, вне зависимости от того, совпадут ли его выводы с авторским замыслом.

5.
Катексичное развитие сюжета и саспенс. Катексис может являться достаточной, но вовсе не необходимой составной частью катарсиса в фильме.
6. Катарсис, способный проявиться как в финале, так и в ключевых моментах фильма.
7.
В таком формате как сериал катарсис может присутствовать в каждой серии (вертикальный сериал) или в финале киноленты (горизонтальный сериал).