Эмоциональное воздействие на зрителя в американском кинематографе на примере жанра кинодрамы
Феофания Юрьевна Виталь
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
2-У
2016-03-15
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Статья
изучает методы, которыми современная американская кинодрама влияет
на эмоциональное состояние зрителя. На примере конкретных фильмов выделяются и
анализируются основные приемы такого влияния. Основное внимание уделяется
катарсису как ключевому моменту просмотра. Актуальность исследования
выражена в поиске неких закономерностей в планомерном и систематичном
подведении зрителя к катарсическому переживанию.
Тезисы
Цель настоящего исследования — анализ и краткая классификация некоторых основных приемов, использующихся в
современном американском кинематографе для эмоционального воздействия на
зрителя.
В ходе исследования автор делает следующие научные выводы.
1. Литературные сюжеты и сказочные архетипы, их узнаваемость.
2. Перенос действия на местную почву, актуализация фильма деталями окружения, времени и обстановки.
3. Музыка и спецэффекты в существенно большей, нежели фоновая, роли.
4. Недосказанность, предоставление зрителю возможности осмыслить события фильма самому, вне зависимости от того, совпадут ли его выводы с авторским замыслом.
5. Катексичное развитие сюжета и саспенс. Катексис может являться достаточной, но вовсе не необходимой составной частью катарсиса в фильме.
6. Катарсис, способный проявиться как в финале, так и в ключевых моментах фильма.
7. В таком формате как сериал катарсис может присутствовать в каждой серии (вертикальный сериал) или в финале киноленты (горизонтальный сериал).
В ходе исследования автор делает следующие научные выводы.
- Катарсис в драме создается путем образования связи между идейно-проблемной
сферой фильма и его сюжетной линией. Чем детальнее проработан сюжет, чем он
креативнее, тем, соответственно, и очевиднее его взаимосвязь с тематикой, идеей
и основной проблемой драмы. При помощи ряда художественных приемов и
особенностей построения фильма можно дополнительно воздействовать на
эмоциональный фон зрителя, способствуя возникновению катарсиса и большей его
глубине.
- Окончательное ощущение катарсиса у зрителя может возникнуть на пике событий драмы, когда все сюжетные линии соединяются, в несколько секунд сюжетного времени раскрывается главная интрига, и тем самым создается ощущение либо ликования, либо крайней степени сочувствия главному герою. И те, и другие эмоции могут обусловить мгновенный приход к катарсису – как доказательство абсолютного проникновения в ткань фильма, временного, но полного единения зрителя с судьбой главных героев
1. Литературные сюжеты и сказочные архетипы, их узнаваемость.
2. Перенос действия на местную почву, актуализация фильма деталями окружения, времени и обстановки.
3. Музыка и спецэффекты в существенно большей, нежели фоновая, роли.
4. Недосказанность, предоставление зрителю возможности осмыслить события фильма самому, вне зависимости от того, совпадут ли его выводы с авторским замыслом.
5. Катексичное развитие сюжета и саспенс. Катексис может являться достаточной, но вовсе не необходимой составной частью катарсиса в фильме.
6. Катарсис, способный проявиться как в финале, так и в ключевых моментах фильма.
7. В таком формате как сериал катарсис может присутствовать в каждой серии (вертикальный сериал) или в финале киноленты (горизонтальный сериал).