«Фигурные скобки» Сергея Носова: к вопросу о синтаксической структуре художественного повествования
Екатерина Сергеевна Зорина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2016-03-18
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Изучение
грамматики художественного текста имеет давнюю традицию, которая в отечественной
лингвистике берет начало в работах В. В. Виноградова. Исследование
грамматической структуры повествования дает возможность приблизиться к
пониманию «образа автора»: открывает перспективу изучения
субъектной организации повествования и выявления концептуальной позиции автора. Современный
художественный текст предполагает обращение к субъектной организации
повествования через изучение: способов передачи «чужой речи», способов авторского
присутствия в тексте, модальной организации повествования.
Тезисы
1. Обращение к синтаксической
структуре художественного повествования позволяет описать систему «точек зрения»
в аспекте авторского замысла произведения.
2. Нарушение правил «традиционного» и «старозаветного» нарратива (по классификации Е. В. Падучевой) приводит к появлению разнообазных многоплановых, в коммуникативном аспекте, повествовательных форм. Повествующий субъект и его языковое, грамматическое воплощение оказывается в центре внимания исследователей.
3. Различные синтаксические структуры: формы передачи «чужой речи», конструкции экспрессивного синтаксиса, вставные конструкции, особое абзацное членение текста, особое пунктуационное и графическое оформление — оказываются средствами языкового воплощения субъекта повествования.
4. Текст романа Сергея Носова «Фигурные скобки» представляет собой принципиально многоплановое повествование как с композиционной точки зрения, так и с точки зрения субъектной организации повествования. Принципиальная многоплановость повествования оказывается возведенной в концепцию всего произведения в целом. Уже название романа обращает читателя к знаку фигурных скобок, который в математике применяется для обозначения множеств или как знак приоритета для указания на третий уровень вложенности. Изучение грамматической организации такого «текста-матрешки» (термин Сергея Давыдова) представляет особый интерес в русле современных лингвистических концепций.
5. Главный герой романа Евгений Капитонов ведет диалог с героями всех повествовательных планов: в настоящем и прошлом, в реальном и потустороннем мирах; ведет диалог с самим собой, со своей дочерью, с пропавшим знакомым, с его женой. Всю систему речевых структур повествования объединяет позиция автора, для выявления и понимания которой требуется вовлечение читателя в этот тотальный диалог, «включенность» читательского сознания в текст.
2. Нарушение правил «традиционного» и «старозаветного» нарратива (по классификации Е. В. Падучевой) приводит к появлению разнообазных многоплановых, в коммуникативном аспекте, повествовательных форм. Повествующий субъект и его языковое, грамматическое воплощение оказывается в центре внимания исследователей.
3. Различные синтаксические структуры: формы передачи «чужой речи», конструкции экспрессивного синтаксиса, вставные конструкции, особое абзацное членение текста, особое пунктуационное и графическое оформление — оказываются средствами языкового воплощения субъекта повествования.
4. Текст романа Сергея Носова «Фигурные скобки» представляет собой принципиально многоплановое повествование как с композиционной точки зрения, так и с точки зрения субъектной организации повествования. Принципиальная многоплановость повествования оказывается возведенной в концепцию всего произведения в целом. Уже название романа обращает читателя к знаку фигурных скобок, который в математике применяется для обозначения множеств или как знак приоритета для указания на третий уровень вложенности. Изучение грамматической организации такого «текста-матрешки» (термин Сергея Давыдова) представляет особый интерес в русле современных лингвистических концепций.
5. Главный герой романа Евгений Капитонов ведет диалог с героями всех повествовательных планов: в настоящем и прошлом, в реальном и потустороннем мирах; ведет диалог с самим собой, со своей дочерью, с пропавшим знакомым, с его женой. Всю систему речевых структур повествования объединяет позиция автора, для выявления и понимания которой требуется вовлечение читателя в этот тотальный диалог, «включенность» читательского сознания в текст.