45th International Philological Research Conference

Трагическое, трагедийное и театральное в пьесе В. А. Озерова «Фингал» (К 200-летней годовщине со дня смерти драматурга).

Nikolay Aleksandrovich Guskov
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

124
2016-03-16
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе, посвященном 200-летней годовщине со дня смерти выдающегося драматурга В. А. Озерова, рассматривается новаторство его трагедии «Фингал», проявившееся, главным образом, в композиционном плане, и не воспринятое большинством современников, которые высоко оценили произведение за другие его качества.

Тезисы

В 2016 г. году исполняется 200 лет со дня смерти выдающегося драматурга В. А. Озерова, творчество которого совершенно забыто широкой публикой и до сих пор мало изучено. В литературоведении бытуют характеристики произведений Озерова, восходящие к пристрастным оценкам современной писателю критики, ведшей бурные споры о его пьесах. Не существует подробного анализа одной из самых спорных пьес — трагедии «Фингал», вызвавшей особенно резкую критику, при том что именно она имела огромный успех.
Для разъяснения этого противоречия необходимо не просто подробно проанализировать текст, но отделить при этом анализе друг от друга несколько планов: элементы театральности; постановочные эффекты, близкие к жанрам оперы и мелодрамы; лирический компонент, возможно, имеющий автобиографическое происхождение и связанный во всяком случае с литературным бытом; трагедийную модель, соотносящуюся с драматургической традицией; исполненное трагического пафоса действие как столкновение трагических характеров при безвыходных обстоятельствах.
Эти вступающие в противоречие в тексте Озерова планы вызывали недоумение современников и продолжают вызывать недоумение исследователей. Однако их соотнесение и анализ позволяет разобраться в сущности новаторства драматурга и приблизиться к пониманию того, какой именно тип трагедии (невостребованный дальнейшим ходом литературного процесса в России) он создавал.