Периодическое время в кино
Всеволод Вячеславович Коршунов
Докладчик
доцент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
кинозал
2016-03-16
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Формы композиции сценария и фильма,
основанные на периодической концепции времени, пришедшей из Древнего Египта,
рассматриваются на примере фильмов «Луна 2112» (2009, реж. Д. Джонс), «Исходный
код» (2011, реж. Д. Джонс), «Шапито-шоу» (2011, реж. С. Лобан), «Грань будущего»
(2014, реж. Д. Лайман).
Тезисы
Периодическая концепция времени
пришла из Древнего Египта эпохи фараонов: с началом царствования очередного
правителя летоисчисление обнулялось. Кинематографисты, экспериментируя с
нелинейными формами композиции и различными способами организации фильмического
времени, освоили эту конструкцию не сразу.
Революционной в этом отношении стала
картина Акиры Куросавы «Расемон» (1950), где одно и то же событие
воспроизводилось четырежды: каждый раз время обнулялось, сбрасывалось, и словно
начинало течь заново. Спустя несколько десятилетий эту конструкцию освоило и
жанровое кино – выходит картина «День сурка» (1993, Х. Рэмис), построенная на
сбросе временного цикла.
Современное кино особенно активно
использует эту композиционную форму: как в авторских проектах, например, «Луна
2112» (2009, реж. Д. Джонс) и «Шапито-шоу» (2011, реж. С. Лобан), так и в
высокобюджетном голливудском кино, в частности, в фильмах «Исходный код» (2011,
реж. Д. Джонс) и «Грань будущего» (2014, реж. Д. Лайман).
Можно предположить, что это связано, во-первых, с общими
процессами фрагментации восприятия, во-вторых, с попытками соединить язык
кинематографа и язык компьютерных игр, где время может обнуляться столько раз,
сколько этого пожелает пользователь.