45th International Philological Research Conference

Феодор Мелитениот в русских источниках XV–XVII вв.

Tatyana Igorevna Afanasyeva
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Греческий институт
2016-03-18
13:45 - 14:15

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается русский перевод канона всем святым, списанный в рукописи великого сакеллария Феодора Мелитениота (+1393). Упоминание этого одного из крупнейших византийских сановников Палеологовского времени в русских источниках ранее не было известным.

Тезисы

Феодор Мелитениот — один из крупнейших сановников Палеологовского времени. Он родился в начале XIV в., умер в 1393 г. С середины XIV в. он возглавлял патриаршую школу, и многие его произведения, видимо, предназначались для преподавания. Между 1352 и 1368 гг. он написал большую астрономическую компиляцию, состоящую из произведений Евклида, Птолемея и Феона, а также из персидских астрономических произведений в греческих переводах. Также до 1368 г. он составил «Священное трикнижие», состоящее из тройных толкований на Евангелие в девяти томах. В ноябре 1360 г. он упоминается как великий сакелларий, а также учитель учителей (διδάσκαλος τῶν διδασκάλων) и дьякон. В 1368 г. он подписал обвинение против Прохора Кидониса — противника Григория Паламы, из чего следует, что Мелитениот был сторонником паламизма — Ὁ μέγας σακελλάριος τῆς ἁγιωτάτης τοῦ Θεοῦ μεγάλης ἐκκλησίας διδάσκαλος τῶν διδασκάλων καὶ αρχιδιάκονος τοῦ εὐαγοῦς βασιλικοῦ κλήρου Θεοδώρητος Μελιτηνιώτης.
В русском каноннике ГИМ, Син. 468 1457 года на л. 46 у одного канона читаем такой заголовок: Канон к господу нашему Иисусу Христу ходатая имѣяи всесвятую Богородицу и честнаго Предтечу и славныа апостолы таже и святыя всѧ . с Богородицею, списан же от великаго сакелїа оучителѧ оучителем святыа великиа Божiа матере . благочестиваго царскаго клироса ѳеѡдора мелетиѡта . прошенїемь благовѣрнаго священноинока господина їѡана архимадрита . приведенъ же на руское . священномнихом ларионом. Несомненно, что перед нами упоминание о том самом Феодоре Мелитениоте, учителе патриаршей школы и великом сакелларии.
Рукопись Син. 468 содержит много произведений, выполненных книжниками митрополита Киприана и самим митрополитом. Так, здесь встречаются два канона Иоанна Мавропода в переводе ростовского книжника Феодора Симоновского, а также несколько канонов, переведенных Киприаном. Киприан, как известно, был вхож в константинопольскую церковную элиту, он был синкеллом патриарха Филофея и через него знал, вероятно, его сторонников.
В период вдовства митрополичьей кафедры на Руси после смерти митрополита Алексия (1378–1389) русские посольства годами жили в Константинополе, дожидаясь судов и разбирательства по поводу рукоположения митрополитов. У книжников круга Киприана была возможность бывать в патриаршей библиотеке, в библиотеках константинопольских монастырей. Нам представляется, что знакомство с рукописями Мелитениота и перевод канона всем святым мог быть выполнен именно в это время. Иеромонах Иларион — несомненно, один из книжников киприановского круга. Возможно, это игумен Новгородского Лисицкого монастыря, который в 1396 г. станет архимандритом Симонова монастыря, и которого Киприан назначит коломенским епископом.