Осмысление религиозного контекста художественного текста на занятиях в иноязычной аудитории
Марина Эдуардовна Парецкая
Докладчик
старший преподаватель
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
215-а
2016-03-18
18:55 -
19:05
Ключевые слова, аннотация
В статье
рассматривается проблема преподавания художественной литературы под религиозным
углом зрения на занятиях по русскому языку как иностранному. Поднимается вопрос
о духовных корнях русской классической словесности XIX — начала XX веков. Обосновывается положение об
изучении русского текста в религиозном ключе наряду с общими принципами
филологического анализа литературных произведений в рамках РКИ. В качестве
примера подобной работы используется стихотворение А. А. Блока «Девушка
пела в церковном хоре».
Тезисы
1. Постижение чужой
культуры через язык невозможно без знакомства с литературой, написанной на этом
языке. Изучение художественного текста на занятиях по русскому языку как
иностранному с учащимися гуманитарного профиля — будущими филологами,
переводчиками и журналистами предполагает как учебные, так и профессиональные
цели.
2. Основные сведения о творчестве русских классиков иностранные учащиеся получают в курсе истории литературы. Поэтому на практических занятиях по РКИ при изучении произведений отдельного автора преподаватель может ограничиться вступительной беседой, помогающей активизировать полученные знания. Следующим этапом работы будет изучение лексических единиц, необходимых для дальнейшего понимания содержания текста и его интерпретации. Затем проводится комментированное чтение, в ходе которого рассматриваются особенности внутренней и внешней формы текста. В процессе такой традиционной работы студенты соотносят объём всего произведения с его отдельными частями, выявляют авторскую точку зрения и замысел всего произведения, определяют смысл названия, тематику и общую модальность текста.
3. Иностранные учащиеся, принадлежащие к различным культурам и религиозным конфессиям, проявляют большой интерес к православному христианству, а также к вопросам духовных истоков русской художественной литературы. Поэтому целесообразно останавливаться на изучении русской классики с точки зрения ее связи с христианским дискурсом и давать иностранцам информацию о последних достижениях отечественного литературоведения, позволяющего рассматривать русскую словесность в широком контексте христианской культуры.
4. При этом преподавателю РКИ необходимо стремиться к тому, чтобы иностранные учащиеся усваивали не только необходимые общие принципы филологического анализа русской художественной классики, но и были ознакомлены с литературоведческими изысканиями последних лет, согласно которым отечественная литература может быть представлена как развитие единого христианского текста, поскольку изначально была связана с экзегетикой священных текстов и существовала именно как philologia sacra. Сегодня научное направление, изучающее русскую словесность с позиций христианства признается частью этнопоэтики и нередко называется «религиозной филологией».
5. Стихотворение А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» связано с религиозной символикой, тематикой и образами библейских текстов. Основная тема стихотворения — магистральная идея христианства об искупительной жертве Иисуса Христа.
2. Основные сведения о творчестве русских классиков иностранные учащиеся получают в курсе истории литературы. Поэтому на практических занятиях по РКИ при изучении произведений отдельного автора преподаватель может ограничиться вступительной беседой, помогающей активизировать полученные знания. Следующим этапом работы будет изучение лексических единиц, необходимых для дальнейшего понимания содержания текста и его интерпретации. Затем проводится комментированное чтение, в ходе которого рассматриваются особенности внутренней и внешней формы текста. В процессе такой традиционной работы студенты соотносят объём всего произведения с его отдельными частями, выявляют авторскую точку зрения и замысел всего произведения, определяют смысл названия, тематику и общую модальность текста.
3. Иностранные учащиеся, принадлежащие к различным культурам и религиозным конфессиям, проявляют большой интерес к православному христианству, а также к вопросам духовных истоков русской художественной литературы. Поэтому целесообразно останавливаться на изучении русской классики с точки зрения ее связи с христианским дискурсом и давать иностранцам информацию о последних достижениях отечественного литературоведения, позволяющего рассматривать русскую словесность в широком контексте христианской культуры.
4. При этом преподавателю РКИ необходимо стремиться к тому, чтобы иностранные учащиеся усваивали не только необходимые общие принципы филологического анализа русской художественной классики, но и были ознакомлены с литературоведческими изысканиями последних лет, согласно которым отечественная литература может быть представлена как развитие единого христианского текста, поскольку изначально была связана с экзегетикой священных текстов и существовала именно как philologia sacra. Сегодня научное направление, изучающее русскую словесность с позиций христианства признается частью этнопоэтики и нередко называется «религиозной филологией».
5. Стихотворение А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» связано с религиозной символикой, тематикой и образами библейских текстов. Основная тема стихотворения — магистральная идея христианства об искупительной жертве Иисуса Христа.