Эссеистика П. Вайля и А. Гениса: постмодернистский дискурс
Елена Юрьевна Скарлыгина
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
201
2016-03-18
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен особенностям литературно-критической и культурологической эссеистики П. Вайля и А. Гениса. Рассматривается как их совместное творчество (начиная с книги «Современная русская литература»), так и книги, написанные уже после того, как творческий дуэт распался. Анализируются характерные черты постмодернистской эстетики в эссеистике П. Вайля и А. Гениса, особенности эссе как жанра, связь современной литературной критики с журналистикой.
Тезисы
«Третья волна» эмиграции была встречена представителями двух предыдущих волн русской эмиграции весьма настороженно. Она воспринималась как «советская», и с этим определением эмигрантам «третьей волны» приходилось всерьез бороться. Сами они расценивали собственное мировосприятие как глубоко антисоветское и были убежденными космополитами (фигуру А. Солженицына мы в данном случае оставляем в стороне). Эмигрировав из СССР, они с интересом осваивали новое для себя социокультурное пространство США и Западной Европы. Оксюморон «У себя за границей» (название сборника эссе Зиновия Зиника, живущего в Лондоне) выражает почти универсальную модель восприятия мира младшим поколением «третьей волны» эмиграции. Это постоянная самоирония, связанная с понятием «русский эмигрант» и прежними «советскими» комплексами; и вместе с тем — напряженная самоидентификация в новой, непривычной среде, непременно включающая в себя концепт «гражданин мира». В книгах эссеистики П. Вайля и А. Гениса, написанных совместно, а также в «филологическом романе» А. Гениса «Довлатов и окрестности», в очерках из его книги «Частный случай» мы имеем дело с «веселой наукой», которая преодолевает опыт советской литературной критики с помощью раскрепощенного слова и свободной постмодернистской эстетики. Для стиля соавторов-эссеистов характерна лаконичность, точность и яркая образность. Их культурологическая эссеистика тесно связана с постмодернистским дискурсом.