Скрытая угроза: визуализация насилия в кинолениниане
            Наталья Валерьевна Семенова
        
        
        Докладчик
        
        
        доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
кинозал
2014-03-12
15:40 -
        16:20
    Ключевые слова, аннотация
    В докладе рассматриваются стратегии презентации насилия в фильмах ленинианы 1930–1960-х гг. («Человек с ружьем», «Ленин в 1918 году», «Незабываемый 1919-й», «Шестое июля» и других).
Тезисы
    Тема насилия закономерно возникает
	при анализе киноленинианы: она открывается
	сюжетом о казни старшего брата, проходит
	через фильмы о революции и Гражданской
	войне и завершается «заключением»
	вождя в усадьбе «Горки». Лениниана
	обогатила советскую имагологию не
	только образом лидера государства, но
	и различными формами воплощения зла
	(от фигуры врага к атрибутике последнего,
	в частности, к оружию). Именно этическая
	проблема – рассуждения о допустимости
	насилия – стала центральной в картине
	«Ленин в 1918 году» (доказательству
	данного тезиса подчинен видеоряд и
	диалоги Ленина с Горьким).
	Уникальность ситуации ленинианы
	заключается в том, что ее герои изначально
	позиционируются как жертвы. В качестве
	примера можно привести многочисленные
	случаи смертей: Павле
	– «Великое зарево»; Евтушенко – «Человек
	с ружьем»; изуродованный и недееспособный
	французский солдат – «Незабываемый
	1919-й». Проявление ответной жестокости
	большевиков объясняется и оправдывается,
	тем самым, инстинктом самосохранения.
	В отношении Ленина также сохраняется
	статус жертвы. Сначала он получает
	ранение в результате покушения («Ленин
	в 1918 году»), а затем насильственно
	изолируется от жизни («Рассказы о
	Ленине»). Продолжением и завершением
	данной линии служит картина «Телец»,
	в которой окружающие персонаж люди
	теряют «оттепельную» чувствительность
	героев Е. Габриловича и превращаются
	в мучителей.