Этика и эстетика в прозе Беллы Улановской
            Thomas/Томас  Epstein/Эпстайн
        
        
        Докладчик
        
        
        профессор
Boston College
    Boston College
14-п
2014-03-13
16:40 -
        17:00
    Ключевые слова, аннотация
    Доклад посвящен этике и эстетике в прозе
Беллы Улановской. Одновременно
авангардное и народное, изощренное и
простое, запутанное и прямое, творческое
наследие Беллы Улановской – небольшое
по объему, но чрезвычайно насыщенное, – как в миниатюре, отражает глубочайшие
тенденции ленинградской неофициальной
культуры 1960–1970-х годов. 
Тезисы
    Переплетение
этики и эстетики составляет основу
поразительного достижения Беллы
Улановской. Какое добро и какую красоту
можно обнаружить в советском мире,
который описывается рассказчиком как
разрушенный, оскверненный и несправедливый,
а сам рассказчик повсюду чувствует свою
отъединенность, хрупкость и смущение?
Вместо того, чтобы воспарить в дали
мифотворчества, как это сделали многие
ее «неофициальные» писатели-современники,
Улановская, напротив, «заземляет» свою
прозу, обращаясь к эстетике чуткости,
сострадания, слабости. Сочетая прямое
высказывание, анализ, воспоминания и
размышление, рассказы и повести Улановской
исследуют разоренную деревню, отчужденный
город, изменчивое, непостоянное «я».
Эта проза обходится без нагнетания
драматизма, повествовательных приемов
и персонажей в традиционном смысле; она
сосредоточена на мгновении, которое
проходит, но не исчезает полностью; на
переживаниях, которые оставляют
неизгладимый след, а потом улетучиваются;
на языке и литературе, которые преследуют
подобно наваждению, обессиливают и
служат опорой. Одновременно авангардное
и народное, изощренное и простое,
запутанное и прямое, творческое наследие
Беллы Улановской – небольшое по объему,
но чрезвычайно насыщенное, – как в
миниатюре, отражает глубочайшие тенденции
ленинградской неофициальной культуры
1960–1970-х годов.