Моделирование образа города (по материалам ассоциативного эксперимента)
            Анастасия Степановна Черноусова
        
        
        Докладчик
        
        
        доцент
Пермская государственная академия искусства и культуры
    Пермская государственная академия искусства и культуры
215
2014-03-14
14:20 -
        14:50
    Ключевые слова, аннотация
    Статья посвящена проблеме, которая приобретает сегодня все большую
и большую актуальность, – образу современного города. Необходимость формирования
объективного образа городского пространства и горожан привела автора к экспериментальному способу получения достоверной информации о городе. Методика создания образа
города через слова-ассоциации на стимул – название города позволила создать реальные образы городов
Пермского края и отразить их культурологические и лингвистические составляющие.
Тезисы
    Сегодня проблема образа города
приобретает все большую и большую актуальность. Это связано с тем, что
современное российское общество сталкивается с глубокими изменениями основ
жизнедеятельности, на которые активно влияет окружающая среда. В этой связи
необходимо постоянно заниматься поиском решений, обеспечивающих формирование определенного
образа среды с последующей целью влияния на данный образ.
Город представляет собой пласт ментальностей (этнической, национальной, индивидуальной, групповой, цивилизационной). Ментальное пространство города – это пространство личных переживаний, в котором проявляется ценностное отношение к окружающему, описываемое через категорию «образ города» (целостная модель, живущая в сознании человека). Данную модель мы предполагаем создать с помощью слов-ассоциаций, которые будут получены от жителей города как реакции на стимул – название города.
Способом сбора материала, обеспечивающим методическую базу наших исследований, выступает ассоциативный эксперимент.
В течение двух лет (2011, 2012 гг.) был проведен ряд свободных ассоциативных экспериментов, нацеленных на сбор информации о реальных составляющих образов городов Пермского края в наивном сознании горожан. Для исследования были выбраны города Пермского края Кунгур, Оса и Чернушка. Эксперимент проводился в письменной форме. Испытуемым предлагалась анкета, состоящая из социологической части (указывается год рождения, место рождения, образование, профессия, пол) и собственно лингвистической с заданием: «Назовите 5 слов и выражений, которые первыми приходят в голову, когда Вы слышите слово «____» (далее – название города – Кунгур/Оса/Чернушка). Ассоциации, полученные в ходе экспериментов, были организованы в 5 тематических групп (ТГ): 1) Моя Родина; 2) Культура; 3) Промышленность города; 4) География и природные условия; 5) Оценка облика горожан.
На основе тематических групп построено ассоциативное поле образа каждого города и дан сравнительный анализ экспериментальных данных данных.
		Город представляет собой пласт ментальностей (этнической, национальной, индивидуальной, групповой, цивилизационной). Ментальное пространство города – это пространство личных переживаний, в котором проявляется ценностное отношение к окружающему, описываемое через категорию «образ города» (целостная модель, живущая в сознании человека). Данную модель мы предполагаем создать с помощью слов-ассоциаций, которые будут получены от жителей города как реакции на стимул – название города.
Способом сбора материала, обеспечивающим методическую базу наших исследований, выступает ассоциативный эксперимент.
В течение двух лет (2011, 2012 гг.) был проведен ряд свободных ассоциативных экспериментов, нацеленных на сбор информации о реальных составляющих образов городов Пермского края в наивном сознании горожан. Для исследования были выбраны города Пермского края Кунгур, Оса и Чернушка. Эксперимент проводился в письменной форме. Испытуемым предлагалась анкета, состоящая из социологической части (указывается год рождения, место рождения, образование, профессия, пол) и собственно лингвистической с заданием: «Назовите 5 слов и выражений, которые первыми приходят в голову, когда Вы слышите слово «____» (далее – название города – Кунгур/Оса/Чернушка). Ассоциации, полученные в ходе экспериментов, были организованы в 5 тематических групп (ТГ): 1) Моя Родина; 2) Культура; 3) Промышленность города; 4) География и природные условия; 5) Оценка облика горожан.
На основе тематических групп построено ассоциативное поле образа каждого города и дан сравнительный анализ экспериментальных данных данных.