Профессионально-ориентированное обучение языку студентов-социологов
            Наталья Викторовна Смирнова
        
        
        Докладчик
        
        
        старший преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ауд. 6, Административный корпус
2014-03-14
16:00 -
        16:15
    Ключевые слова, аннотация
    В статье рассматривается проблема профессионально-ориентированного
обучения иностранному языку студентов социологических специальностей на базе
компетентностного подхода, и ее актуальность в связи с возрастающей ролью
профессионального иноязычного общения современных специалистов. Цель статьи –
проанализировать квалификационную характеристику современного
специалиста-социолога, цели обучения и специфику содержания обучения
профессиональному иноязычному общению на социологическом факультете в контексте формирования академической грамотности. 
Тезисы
    Изменения, которые происходят в
глобальном современном обществе, способствуют трансформации образовательной
парадигмы и резкому расширению миссии университетов в обществе знания. Происходящие изменения, несомненно, затронули понятие
и природу  грамотности современного
человека, которая в западной среде стала аналогичной образованию на протяжении
всей жизни. В целом, происходит расширение понятия грамотности.
Речевое взаимодействие
участников коммуникации в академической среде осуществляется на основе владения
всеми участниками умениями, и знаниями данной среды, нормами и образцами
речевого поведения. Основой же данного взаимодействия мы считаем академическую
грамотность, которая формируется в процессе обучения человека в высшем учебном
заведении и продолжает развиваться в течение всей профессиональной жизни
человека. 
Автор выдвигает
гипотезу о том, что введение концепта академической грамотности поможет точнее
определить цели и содержание профессионально-ориентированного обучения, так как
станет той базой, которая позволит реализовать обучение междисциплинарного
характера. Для теоретического обоснования вводимого понятия, автор проводит
анализ существующих концепций  грамотности,
а также опирается на понятие академического вида культуры и академического
дискурса. 
Основным
средством формирования академической грамотности являются иноязычные
профессиональные тексты академического характера. Автор, анализирует их роль, сущность,
типологические характеристики, обосновывает их роль в формировании данного вида
грамотности на базе предложенной классификации академических текстов. На основе
анализа существующих подходов к определению содержания и структуры АГ, автор
выделяет ее структурно-содержательные компоненты и ядро.