Духовные особенности русского языка
            Марина Эдуардовна Парецкая
        
        
        Докладчик
        
        
        старший преподаватель
Южный федеральный университет
    Южный федеральный университет
195
2014-03-14
18:00 -
        18:20
    Ключевые слова, аннотация
    В докладе говорится о
феномене духовности русского языка, рассматриваемого  в пределах лингвокультурологии. Определяются
идеи, лежащие в основе  первоэлементов русских слов, описываются и сами
первоэлементы, которые раскрывают  народную  ментальность и высокую
религиозную духовность русского языка. Духовное начало языка также анализируется в
рамках лингвистической системы, в частности на основе синтаксического строя.
Специфика восприятия действительности  этносом через синтаксис
 иллюстрируется на примере глагольных и номинативных  односоставных
предложений.
Тезисы
    1. Христианство, а точнее, его восточная ветвь –
православие, стало для формирования русской словесности основополагающим,
поскольку именно православное христианство с его духовно-реалистическим опытом,
его эстетикой и символикой определило своеобразие русской ментальности.  Духовная литература не существует без опоры на
духовный язык. Феномен духовности русского языка проявляется, прежде всего, в
пределах лингвокультурологии (а не собственно лингвистики), тесным образом
связанной с национальным характером, православием и философией языка.
2. В основе всех первоэлементов русских слов лежат идеи: водности (пракорни [Л] и [Р]), солярности (пракорни [С] и [З]), жизненности (пракорни [М] и [Н]). Эти троичные идеи переплетаются между собой и связываются с идеей Святой Троицы, которая символизирует неделимую сущность Творца, проявляющегося в различных ипостасях.
3. Широкие категории лингвокультурологии дают возможность раскрыть смысл духовного начала языка, реализуемого не только в первоэлементах, но и во всей лингвистической системе, в частности в синтаксисе, где связь философии языка с его национально-культурным компонентом ощутимо прослеживается. Специфика восприятия действительности через синтаксис иллюстрируется на примере глагольных и номинативных односоставных предложений, в которых изначально заложено своеобразное видение мира русским этносом.
4. Например, в односоставных глагольных предложениях разных типов происходит последовательное абстрагирование от субъекта и отнесенность действия к лицу становится все более нечеткой. В безличных предложениях происходит почти полное абстрагирование от субъекта, в подобных высказываниях ментальность носителей языка проявляет упование не на свои, а на Высшие Силы. В инфинитивных предложениях субъект абстрагируется полностью, кодируясь в предикате и проявляясь лишь потенциально. Статическое отображение действительности в номинативных предложениях не противоречит лингвокультурной характеристике русской ментальности.
		2. В основе всех первоэлементов русских слов лежат идеи: водности (пракорни [Л] и [Р]), солярности (пракорни [С] и [З]), жизненности (пракорни [М] и [Н]). Эти троичные идеи переплетаются между собой и связываются с идеей Святой Троицы, которая символизирует неделимую сущность Творца, проявляющегося в различных ипостасях.
3. Широкие категории лингвокультурологии дают возможность раскрыть смысл духовного начала языка, реализуемого не только в первоэлементах, но и во всей лингвистической системе, в частности в синтаксисе, где связь философии языка с его национально-культурным компонентом ощутимо прослеживается. Специфика восприятия действительности через синтаксис иллюстрируется на примере глагольных и номинативных односоставных предложений, в которых изначально заложено своеобразное видение мира русским этносом.
4. Например, в односоставных глагольных предложениях разных типов происходит последовательное абстрагирование от субъекта и отнесенность действия к лицу становится все более нечеткой. В безличных предложениях происходит почти полное абстрагирование от субъекта, в подобных высказываниях ментальность носителей языка проявляет упование не на свои, а на Высшие Силы. В инфинитивных предложениях субъект абстрагируется полностью, кодируясь в предикате и проявляясь лишь потенциально. Статическое отображение действительности в номинативных предложениях не противоречит лингвокультурной характеристике русской ментальности.