О формах изложения логики в Византии
            Оксана Юрьевна Гончарко
        
        
        Докладчик
        
        
        научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия
    Русская христианская гуманитарная академия
Греческий институт
2014-03-12
13:25 -
        13:50
    Ключевые слова, аннотация
    Доклад
посвящен вопросу жанра в изложении аристотелевской логической традиции в
Византии.
Тезисы
    В
рамках общего исследования целей и задач изучения и преподавания логики в
Византии важным и уместным является рассмотрение жанров изложения логических
работ, распространенных в Византии, как соответствующих преследуемым ими целям.
В данной работе предлагается следующая типология литературных форм изложения
логики на материале изучения логических штудий Михаила Пселла, Никифора
Влеммида, Федора Продрома:
I. Жанр парафраза. Вполне возможно, что византийские логики не придавали значения различению жанров комментария и парафраза.
II. Жанр энциклопедии. Примером осмысления логики в ряду других наук (физики, философии, богословия) является Ἐπιτομή λογικῆς Никифора Влеммида, которая предполагает изложение логики в ее теоретической (аристотелевской) и практической частях.
III. Жанр диалога. Совершенно уникальным жанром для изложения логики в Византии, которому не было аналогов в западной латинской традиции, был «платоновский» диалог.
IV. Форма псевдо-диалога. Термин «псевдо-диалог» используется в данной работе в качестве рабочего понятия, обозначающего условно не вполне диалоговые жанры изложения логики, но близкие к ним в силу содержания некоторых элементов диалога. Перечисленные примеры форм преподавания и изучения логики в Византии оставляют богатый материал для дальнейшего исследования и внимательного прочтения византийских логических текстов. Рассуждая о византийском этапе истории логики следует задаваться не только вопросом научного статуса византийских логических штудий, который обычно принято недооценивать, сопоставляя его с западноевропейским, но и вопросом причин, по которым этот статус был именно таким.
		I. Жанр парафраза. Вполне возможно, что византийские логики не придавали значения различению жанров комментария и парафраза.
II. Жанр энциклопедии. Примером осмысления логики в ряду других наук (физики, философии, богословия) является Ἐπιτομή λογικῆς Никифора Влеммида, которая предполагает изложение логики в ее теоретической (аристотелевской) и практической частях.
III. Жанр диалога. Совершенно уникальным жанром для изложения логики в Византии, которому не было аналогов в западной латинской традиции, был «платоновский» диалог.
IV. Форма псевдо-диалога. Термин «псевдо-диалог» используется в данной работе в качестве рабочего понятия, обозначающего условно не вполне диалоговые жанры изложения логики, но близкие к ним в силу содержания некоторых элементов диалога. Перечисленные примеры форм преподавания и изучения логики в Византии оставляют богатый материал для дальнейшего исследования и внимательного прочтения византийских логических текстов. Рассуждая о византийском этапе истории логики следует задаваться не только вопросом научного статуса византийских логических штудий, который обычно принято недооценивать, сопоставляя его с западноевропейским, но и вопросом причин, по которым этот статус был именно таким.