Память об античности в драме Г. Бюхнера «Смерть Дантона»
            Джульетта  Леоновна Чавчанидзе
        
        
        Докладчик
        
        
        профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
    Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
191
2014-03-14
13:00 -
        13:30
    Ключевые слова, аннотация
    В докладе рассматривается особый смысл античного в драме Г. Бюхнера «Смерть
Дантона», отличающийся от характерного для немецкой литературы до тех лет
(1835–1836) и не получающий продолжения в ней в дальнейшем. Напоминанием об
античности подчеркивается трагизм происходящего - как неизменное сопровождение борьбы
за социальное усовершенствование.
Тезисы
    1. Г. Бюхнер был единственным в первой половине XIX в., кто раскрыл как
трагическую закономерность исход судьбы революционера-вождя: надрыв
человеческой индивидуальности в осознании ею собственного политического и
морального тупика. Изображению этого в его драме «Смерть Дантона» заметно
помогло «присутствие» в тексте античных
фигур, имен, фактов. 2. В немецком эстетическом мышлении античное всегда так или иначе
подразумевало превосходство перед современно-реальным. Утвердившись в XVIII в. как
категория  прекрасного, основополагающая для искусства (Винкельман, веймарский
классицизм), как воссоздание  светлой
стороны жизни в конкретном творчестве (Виланд), оно прошло проверку на право идеального в понимании романтиков:
недостижимого в силу его принадлежности минувшему, – и снизилось в бидермейере
до излюбленного, хотя пустого 
украшательства бюргерского быта. 
3. В драме Бюхнера выдающиеся деятели революции, постоянно уподобляющие
себя и друг друга персонажам античной истории, – и те, кто выбирает последних
образцом политического поведения, и те, кто ищет в античных бытовых привычках и
нравах средство «обезболивания» своих поражений в борьбе, – представляют идеальное вывернутым  наизнанку. И это оказывается его реальным лицом – с точки зрения не
христианских, а чисто человеческих нормативов. В прославленных личностях
античной эпохи невольно начинает просматриваться зловещее или ничтожное, а ее
воспетые в веках телесные радости выглядят слабым суррогатом достойной жизни. 
4. Античное у Бюхнера сохраняет характер вечного, однако в существенной
переоценке такового самим ходом истории; память о нем приобретает непривычно
мрачный колорит.