Переосмысление богословской терминологии в произведениях Н. Ф. Федорова и Вл. С. Соловьева
            Елена Владимировна Сергеева
        
        
        Докладчик
        
        
        профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
    Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Кафедра библеистики
2014-03-14
16:00 -
        16:20
    Ключевые слова, аннотация
    В докладе содержится краткий анализ понятия
«авторская философская терминология», представлена типология авторских
философских терминов. Авторы рассматривают 
явление переосмысления богословских терминов в русской философии конца
XIX – начала XX вв, анализируют сходство и различие семантики переосмысляемых
богословских терминов в текстах двух философов: Вл. С. Соловьева и Н. Ф.
Федорова.
Тезисы
    Особый тип авторских философский
терминов – это переосмысленные термины богословия. Если богословский термин
становится значимым для изложения мировоззрения автора, для формулировки
философской идеи, то, как правило, наблюдается семантическая деривация лексемы.
Термин синкретичен по своей семантической природе и может быть определен как
религиозно-философский. 
Показателен пример
воспроизведения и трансформации значения богословского термина «пятидесятница»
в произведениях Н. Ф. Федорова и Вл. С. Соловьева. 
Контекстуальный анализ позволяет
сделать вывод о наличии трех значений религиозно-философского термина
«пятидесятница» в текстах Н. Ф. Федорова: 
1. (с прописной буквы). Христианский праздник дня сошествия Святого Духа
на апостолов (в православии – День Святой Троицы), совершаемый на пятидесятый
день после Пасхи; основная идея которого – соединение народов в вере и деле
Христовом, противопоставляемое вавилонскому смешению языков. ++ объединение
человечества в общем деле – в регуляции природы.
2. (со строчной буквы). В словосочетании «филологическая
пятидесятница»: объединение человечества в одном «всемирном, всенародном,
всеязыческом, христианском» языке, который должен быть «результатом
сравнительного языкознания»; единство в слове. 
3. (со строчной буквы). В словосочетании «этнографическая
пятидесятница». Духовное родство, крестовое братство, при заключении
которого люди разной племенной принадлежности обмениваются образками, становясь
крестовыми братьями.
Вл. С. Соловьев употребляет этот
термин в двух значениях.
1. Как
собственно церковный («Духовные основы жизни»); 
2. Как
религиозно-философский («Об упадке средневекового миросозерцания»):
1) момент
перерождения, духовного возрождения; 
вообще перерождение, новое духовное рождение церкви и человека;
2) вообще
перерождение, новое духовное рождение церкви и человека, а также момент
распространения спасения на все человечество.